Первый месяц любого, как и этого, Нового года, запоминается проходящими не только традиционно 31 декабря уходящего и 1 января наступившего года, но и, пожалуй, чуть ли не на протяжении всего месяца января: новогодними утренниками для детей, дискотеками для подростков и молодежи, театрализованными мероприятиями для более взрослой аудитории.
Эти торжества не обходятся без давнего патриарха новогодних праздников – веселого, доброго, белобородого волшебника – Деда Мороза, со сказочным образом которого связано так много преданий, легенд, стихов и песен.
В Астрахани в течение многих десятилетий одним из главных Дедов Морозов был артист, педагог, организатор и руководитель творческих объединений, заслуженный работник культуры и обладатель других достойных званий Геннадий Яковлевич Бимбад.
В образе Деда Мороза он выступал с далекого детства до тех пор, пока сам стал дедом, и был кумиром новогодних представлений самого разного ранга.
Родившись 23 мая 1937 года, Гена Бимбад четырехлетним малышом встретил начало войны. Он хорошо помнил, как эвакуировался в грозном 1942-м году на барже через Гурьев, когда над судном летали вражеские самолёты с фашисткой свастикой.
Вернувшись в родной город, он стал учиться в мужской школе № 14. Уже в седьмом классе играл роль Деда Мороза, выступая в родной школе, существовавшей на улице Кутумной, где сейчас круглая многоэтажка артели «Культтруд», и во Дворце пионеров. Причём в 1954 году спектакль во Дворце пионеров, где в роли Деда Мороза выступал школьник Гена Бимбад, транслировался по областному радио. Понятно, что более 60 лет назад, когда не было интернета и других современных информационных технологий, это было очень знаменательно!
Окончив школу, герой моего повествования стал трудиться актером Астраханского ТЮЗа, воплощая на сцене образы персонажей популярных тогда спектаклей для детей и юношества.
Затем он сменил маски, грим и театральные костюмы на армейские погоны и шинель. А в те годы проводы молодых парней в ряды советских Вооруженных Сил по церемонии были схожи чуть ли не со встречей космонавтов из полета. Новобранцы перед отправлением на вокзал надевали новую военную форму и торжественно маршировали из ворот Астраханского кремля.
Демобилизовавшись, Геннадий Бимбад волею судьбы временно сменил театральное на зубоврачебное искусство. Он получил профессию зубного врача и стал работать в стоматологическом кабинете железнодорожный больницы. И как вспоминают уважающие его коллеги и благодарные пациенты, молодой специалист великолепно лечил и удалял зубы.
Но потом он профессионально ушел в театральное искусство, став преподавателем в Астраханском культпросветучилище и без отрыва учился в Московском институте культуры, который успешно окончил.
Бывая в столице нашей Родины, Геннадию Яковлевичу, как мне много лет назад случайно довелось узнать, приходилось встречаться с моим московскими родственником, ныне покойным, Александром Наумовичем Певзнером, который долгие годы жизни совмещал работу ведущего конструктора агрегатного завода «Рубин», что в Балашихе, с исполнением ведущих ролей на сцене Московского театра Метростроя, где Александр Наумович прекрасно играл часовщика в спектакле «Кремлевские куранты», доктора Родиона Николаевича в «Старомодной комедии» и другие известные роли.
В ставшем родным Астраханском культпросветучилище, преобразованном в Астраханское училище культуры, а затем в колледж культуры и искусств, Геннадий Яковлевич Бимбад плодотворно трудился около пятидесяти лет.
Основным направлением его педагогической деятельности было преподавание театрального искусства, в частности грима, а в плане творческой и организационно-методической деятельности – создание творческих объединений и коллективов и руководство ими.
Помимо подготовки актеров и режиссеров Г.Я. Бимбад успешно руководил театральной студией при областном детском доме №2 имени Героя Советского Союза С.И. Здоровцева. Один из примеров той его работы сцена из любительского спектакля «Давным-давно» с участием одной из воспитанниц студии при интернате и учителя истории Игоря Олимпиевича Уткина, покорившая зрителей около двадцати лет назад на смотре-конкурсе в Областном Дворце культуры.
Есть в педагогической биографии Геннадия Яковлевича и такая подробность: искусство преподавания грима позволило ему успешно преподавать в школе-интернате уроки рисования.
Многие годы жизни разделила с ним его спутница Анна Михайловна Бимбад, которая работала в интернате учителем музыки и руководителем хора. Патриотические его в исполнение которой часто звучали на областных конкурсах и фестивалях. Анны Михайловны уже, к сожалению, несколько лет нет с нами
Об актерской, режиссёрской и педагогической деятельности Геннадия Яковлевича Бимбада не раз были большие публикации в областных СМИ, где, безусловно, освещалось, что он Дед Мороз по театральному костюму и долгим летам исполнения этого образа с бородой.
Помимо творческих побед, в жизни Геннадий Яковлевич испытал трудности, невзгоды и невосполнимые утраты… Всего в его жизни хватало.
Покинув земной мир на семьдесят восьмом году жизни, он навсегда остался в сердцах родных, знакомых и в незаурядном творческом потенциале, который реализуют его достойные ученики и сподвижники.