Сразу после войны люди кинулись проводить в квартиры радио. Изголодавшись по духовной пище, они могли бесконечно слушать его. Тем более в программе радиовещания появились интересные передачи. Особенно полюбился «Театр у микрофона», где слушателей знакомили с драматургией Островского, Горького, Корнейчука и других авторов.
В 60-е-70-е годы прошлого века в культурной жизни нашего города было много ярких событий, о которых часто вспоминаешь с сожалением, что они неповторимы. Но именно эти события наполняли жизнь астраханцев трепетными чувствами восторга и наслаждения.
В драмтеатре поставили «Бег» М. Булгакова. Пьеса шла с аншлагом. Было ощущение, что в Астрахани живут сплошь и рядом театралы. Это была очень серьёзная публика, ценившая прекрасное.
В эти же годы в среде молодёжи стали популярными лирические песни на слова Ошанина – «А у нас во дворе есть девчонка одна» с продолжением этой темы ещё в двух песнях о чувствах людей, живших рядом и полюбивших друг друга. Целомудренно чистые, с выразительной и красивой мелодией, они выплеснулись на улицы и исполнялись под гитару. В те времена ещё не научились называть девушек тёлками и угощать спиртным прямо под небесами.
Не отставал от нравственного воспитания подрастающего поколения и наш ТЮЗ, где во время гастролей Театра на Таганке был показан спектакль «Свой остров», озвученный песнями Высоцкого, что тогда было по-революционному дерзко и смело:
- Я не люблю себя, когда я трушу.
И не терплю, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в неё полюют.
Пьеса повествовала о молодёжи, о непростых жизненных ситуациях, поисках места под солнцем:
- … Мне понравилось искать острова.
Вот и берег призрачный возник.
Не спеши, считай до ста.
Может быть, увидишь материк.
Ну, а может быть, – остров!
Человека, попавшего в беду, нельзя оставлять за бортом, - учил спектакль.
Я посмотрела «Свой остров» с дочерью-школьницей. А зрительный зал до краёв был полон студентами и подростками старшего возраста. Я видела реакции зрителей на эту замечательную и очень своевременную постановку. Зал так долго и бурно рукоплескал артистам, покорившим их сердца, что не хотелось уходить отсюда в обыденный мир.
В самом начале 70-х в Астрахани произошло другое знаменательное в культурной жизни событие – открытие консерватории. По этому случаю с Дальнего Востока поспешил вернуться в родной город и преподавать в данном учебном заведении талантливый пианист, в 50-е годы окончивший Московскую консерваторию и аспирантуру, Николай Алексеевич Токарев. Мне посчастливилось лично знать его как школьного друга брата. Он ходил в наш дом и играл на нашем пианино «Капс» сонаты Бетховена.
Вскоре консерватория обрела орган, и появилась возможность посещать концерты органной музыки.
В 70-е годы Астрахань принимала молодого Андрея Кончаловского с его двумя потрясающими по композиции и содержанию программами: русская поэзия, музыка и живопись и то же самое – во французской. На французской программе Андрей сопровождал своё выступление игрой на рояле. В музыке он был далеко не дилетант.
Такие встречи не позабудешь!
И ещё об одном хочу рассказать – о гастролях у нас Большого симфонического оркестра под управлением легендарной Вероники Дударовой. Программа меня просто ошеломирола, как и превосходное звучание оркестра. В ней меня пленила музыка Гершвина, выходца из России. Сама же непревзойдённый дирижёр Дударова показалась мне сверхчеловеком, воплощением гениального волшебства.
Вот чем мы насыщали нашу жизнь в те времена. А то, что предлагается сейчас по диким ценам, низкопробно, убого и не достойно никакого внимания уважающего себя человека.