В связи с разного рода санкциями, которые по команде из США стали применять в адрес России её бывшие друзья и партнеры, у нас в стране на разных «площадках» стали много говорить об импортозамещении. Да так часто, что поневоле подумаешь, а серьёзно ли говорят. Как в той поговорке: ты раз сказал - я тебе поверил; два сказал - я засомневался; три - я и перестал верить.
ИКРА СТОИТ СВЕЧ
Тем не менее, попытаемся вступить в этот общий разговор. Попробуем поговорить о том, что у нас не используется, а пропадает просто так. Например, раньше рыбная продукция была визитной карточкой нашей местности. Сейчас не так: рыбную промышленность придушили, и она перестала играть заметную роль в экономике области. Например, у нас в Икрянинском районе исчез с экономического горизонта ордена Знак Почёта Оранжерейный рыбокомбинат, который был по объёму выпуска продукции первым в районе; пропала База морского лова. И т.д.
В этих условиях, чтобы как-то попытаться сохранить объёмы производства, было бы неплохо начать выпуск и иной продукции, которую можно отнести к разряду рыбной. Да не столько новой, сколько хорошо забытой старой. Что я имею в виду: раньше, по крайней мере до революции, Астрахань славилась производством икры. Говорят «икра», и сразу все думают об икре чёрной, от осетровых рыб. Про чёрную надо бы забыть хотя бы на время, она хоть и есть, но уж больно она дорогая, а вспомнить, что когда-то Астрахань поставляла на внешний рынок немалое количество икры рыб частиковых. Например, от той же... воблы. Икра вобловая- тарама или пробойная- пользовалась постоянным спросом в Греции, Румынии и других недалеко расположенных странах. Или икра леща и другой «белой» рыбы.
В моём распоряжении имеются некоторые цифры о размерах производства вобловой икры, если кто заинтересуется, могу предоставить. Так, газета «Астраханский листок» за 6.08.1913 г. писала, что «весной 1912 года было заготовлено до 120 тыс. пудов вобловой икры». И это только весной! А вот каковы цены: от 2р. 60 коп за пуд до 3 руб. 50 коп. Эти данные приводились в газете «А.Л.» за 1905 год. Добавим, что в пуде содержалось 40 фунтов, а 1 кг-это два с половиной фунта. Но при чём тут Греция или Румыния- мы и сами можем прекрасно икоркой воблы закусить, нам бы её только распробовать!
Сейчас популярностью у нас пользуется икра дальневосточных лососёвых - разных оттенков красного цвета. Тоже дорогая. Впрочем, она и тогда, в начале двадцатого века, была не из дешёвых, но тогда её хотя бы критиковали за горький вкус и ту же дороговизну. Какую конкретно: 50-60 коп. за фунт, кета стоила 24-27 коп. за фунт. А сейчас и на горечь внимания не обращают, как не обращают внимания на не меньшую горечь той же икры тресковой рыбы минтая, а считают её привкус вполне приемлемым. Вот уж действительно, на вкус и цвет образца-то нет! А вот вобловая икра, очевидно, была не в пример привлекательнее, раз в её адрес ничего негативного не высказывали!
Так что же, так и будет икра воблы пропадать за просто так! Как жалко-то. Думается, что пока пропадает...Раз никто её не перерабатывает в полезную и рентабельную продукцию.
ГОРИТ КАМЫШ БЕЗ ВСЯКОЙ ПОЛЬЗЫ, ГОРИТ...
Да уж как горит-то! Отравляет нас отходами горения, ещё как травит. Чисто «черёмуха» какая. Вроде бы равновесие какое устанавливается: там тайга полыхает, а у нас -камыш. Конечно, у нас на памяти он так не полыхал. Раньше действовал Астраханский целлюлозно-картонный комбинат. Камыш на всей территории- и акватории тоже- дельты косили и везли скошенное на переработку в целлюлозу на комбинат, так что гореть было и нечему.
Камыш заготавливали организации под названием «камышпромхозы», предприятия с весьма многочисленным персоналом. Например, в Икрянинском камышпромхозе в его лучшие времена работало до 1300 человек! А сколько было разнообразной техники! По численности занятых камышпромхоз был у нас третьим- после Оранжерейного комбината и завода «Красные баррикады». Но сейчас нет Астраханского ЦКК, нет астраханской целлюлозы, а потому исчезли и камышпромхозы.
В прежние времена, до того, как в наш обиход вошёл в качестве безальтернативного энергоносителя природный газ, камыш активно использовался в качестве топлива для жилищ и иных зданий- так его употребляли что в школах, что в райкомах ВКП/б/. Всегда отмечали его громоздкость. По этой причине пытались было как-то уменьшить объём камышового снопа. Газета «Астраханский листок» поместила заметку: «Камышовые брикеты как топливо». Там говорилось следующее: «Мировой судья 3-го участка г. Астрахани И. Аристов рекомендует употреблять в качестве топлива наш камыш, который уступает в теплоёмкости дереву не более 15-20%. Недостаток камыша -его громоздкость- Аристов предполагает устранить превращением камыша в брикеты». /«А.Л.», 25,08./7.09. 1915 г./.
Ранее, ещё в конце 19 века, этой же газетой отмечалось, что камыш превратить в брикеты пытались и другие деловые люди, а вот, чтобы судья взялся... Но то, что 100 лет назад не получилось, вполне вероятно, что может получиться сейчас.
Чем отапливается зимой Америка, мы примерно знаем: либо электричеством, либо... дровами - что Памела Андерсон, что Спасатели Малибу, что Крепкий Орешек Брюс Уиллис. А вот предложить бы им в качестве «топки» брикетированный астраханский камыш... Слабо, наверное.
Кое-кто на Западе считает российский газ неким «орудием политического давления». Ну, не хотите газ, получите брикетированный камыш родом из астраханского Понизовья. Это же не кизяк какой-то предлагают! Почему бы нам не стать поставщиком этого топлива на Запад! Тем более, что на «полях» 70-й Генеральной Ассамблеи ООН говорилось, что будущее за «малоуглеродными источниками энергии». А камыш не такой уж и «высокоуглеродный».
УКРАШЕНИЕ ВОЛЖСКОЙ ДЕЛЬТЫ - ЛОТОС ОРЕХОНОСНЫЙ
Лотос и в самом деле очень красивое растение, вдобавок редкое. У нас растёт, на Дальнем Востоке, в Китае, во Вьетнаме, Бирме, в общем, в дельте Меконга. Были времена, когда он куда-то у нас исчезал. Астраханские учёные в поисках «чулпанской розы» в начале 20-го века обследовали едва ли не всю дельту, пока не вздохнули облегченно, фу ты, нашли! Семена лотоса отправляли в своё время за границу- тамошние цветоводы просили. Как он у них там приживался, нам неизвестно.
Сейчас лотоса у нас много. Но всё хорошо в меру. Скажем, что лотосом хорошо любоваться...издали. Или на фото. Он в большом количестве может принести немало вреда. Вред заключается в том, что это растение, изрядно размножившись, в состоянии превратить в стоячее болото небольшой водоток, тот же ерик. Примеров в том же Икрянинском районе уже немало. А перестал быть ерик проточным, то и рыба в него не зайдёт- диалектика!
Газета «Северо-Каспийская правда» пишет в № от 22.08. 2015 г.: «С зарослями лотоса нужно бороться». Косить его! А можно и не косить тупо. Можно его как-то перерабатывать. Для начала найти в растении какие- то иные положительные свойства, сугубо утилитарные. Скажем, лекарственные или ещё какие. А там кое-какую технологию поставить, извлекать из лотоса какой-нибудь ...аспирин. А что, местные жители знают, что отвар из семян лотоса лечит диарею. На охоте стрелки заваривали из лотосных «кубышек» своеобразный чай. Пили-нахваливали.
Наши соседи китайцы переходят вброд пограничные реки в Хабаровском крае, нападают на российские лотосные заросли и... поедают растение сырьём! Наши пограничники их гоняют, штрафуют, а им хоть бы хны! А что, стрелять в них - нельзя! Не шпионы. Вообще, использовать в пищу лотос в Китае начали давно, до царя Гороха.
Вот я говорю, наладить бы производство консервов каких из лотоса и гнать в Китай. Из морской капусты делают, значит, и из лотоса возможно.
ЧЁРТОВ ОРЕХ, СПАСИТЕЛЬ В ГОЛОДНЫЕ ГОДЫ
В военные годы м ногие н аши з емляки спасались от голода, используя в пищу чилим. Об этом растении подробно в моей книге «Мои знакомые животные...». После войны ему тоже «отдавали честь». Целые рыболовные колхозные звенья бросали лов и уходили заготавливать на зиму домой чилим. О таких фактах писалось в местной газете. Этот самый чилим, когда был особенно нужен, близко и не рос, за ним из того же Икряного ходили лодками аж чуть ли не на взморье, по крайней мере, до села Зюзино, что не близко. Зато сейчас этот орех разросся немерено и неуёмно. Приживаемость у чилима куда как повыше, чем у лотоса, а вреда не меньше. В любом ерике сейчас все берега уже заросли чилимом, ещё немного и водотоки покроются этим орехом все! Вот уж точно, рыбы тогда не будет вообще. Да что рыбы, воды будет напиться невозможно.
А его куда девать- для лотоса, хотя бы теоретически- нашли применение, неужели для чилима найти не в состоянии. Раньше выискивали применение, можно найти и сейчас. С использованием «инновационных технологий». Видите, я даже выражение «инновационные технологии» употребил, а то про «инновации» что-то и забывать стали, хотя раньше в газетах это словосочетание было, как говорится, «через строчку». Использование по-новому хорошо забытого старого и будет считаться у нас крутейшей инновацией! Местного розлива.