В статье «Пытаются сэкономить на социально незащищенных», опубликованной 8 июня, было вынесено на суд общественности несовершенство регионального Закона об условиях предоставления компенсации расходов на оплату услуг отдельным категориям граждан после внесения в него множества поправок. Закон, в новой редакции, ущемляет права и социальные гарантии многих категорий граждан области, ведет их к обнищанию.
В первую очередь это касается четырех категорий граждан. Она самая многочисленная - 102800 человек. Им, как известно, установлена фиксированная денежная компенсация расходов на оплату за жилищно-коммунальные услуги. У них вопросов больше, чем ответов. Как рассчитали такую компенсацию? Какие нормативы жилой площади и потребления коммунальных услуг заложены в эту сумму? Учитываются ли затраты на отопление в отопительный период? Редакция газеты «Астраханский пенсионер» задала такие вопросы граждан областным чиновникам. Что же ответили они на эти вполне конкретные вопросы? «Фиксированные размеры компенсации расходов рассчитаны в соответствии с ребованиями федерального законодательства и сложившейся судебной практикой по регулированию данных отношений, а также с учетом индексации этих компенсаций в 2017 году». Как всегда, в ответ очередное словоблудие. Ответ без ответа и никакой конкретики. Возникает вопрос: а законно ли наши областные депутаты, с подачи губернатора А. Жилкина, утвердили фиксированные размеры компенсации расходов? Чтобы ответить на этот вопрос, воспроизведем хронологию событий и фактов.
Критерий нуждаемости, по мнению авторов проекта Закона № 85/2016-ОЗ (далее — Социальный кодекс), должен был стать главным основанием для получения астраханцами того или иного вида социальной поддержки. Еще весной 2016 года полномочный представитель губернатора в областной Думе В. Гурьянова часто повторяла: «В проекте Социального кодекса мы попытались актуализировать действующую систему предоставления мер социальной поддержки, максимально приблизить ее к сегодняшним реалиям. Для каждой категории граждан проектом закона установлен единый порядок их назначения и индексации. Что касается критерия нуждаемости — это грамотное государственное решение — помогать тем, кто действительно в этом нуждается. Сегодня, к сожалению, мы порождаем иждивенчество, предоставляя меры социальной поддержки человеку только по той причине, что он принадлежит к той или иной льготной категории граждан». Это, по мнению разработчиков Кодекса, несправедливо. Нужно еще учитывать и материальное положение льготников, считают они. Для этого было предложено ввести для всех категорий граждан критерий нуждаемости, равный одному месячному прожиточному минимуму для трудоспособного гражданина Астраханской области. Такие высказывания звучали в ходе обсуждения введения такого новшества, в том числе и для четырех резонансных категорий граждан. Вопреки федеральному законодательству, чиновники настаивали на этом вплоть до принятия Социального кодекса областной Думой.
Первый вариант Кодекса по итогам голосования, как известно, был отклонен и отправлен на доработку. Разработчики, предвидя это, заранее подготовили второй его вариант. Он, считали они, более приемлем для граждан. В крайнем случае, можно пойти на некоторые «уступки». Можно, например, не применять к четырем категориям льготников критерий нуждаемости и этим на некоторое время успокоить граждан. Что областные чиновники успешно сделали. В новой редакции Кодекса вышеупомянутые категории льготников не подпадают под критерий нуждаемости при получении ими мер социальной поддержки. Они им гарантируются федеральным законодательством вне зависимости от их материального достатка.
Ко второму чтению Кодекса его разработчики подготовили льготникам очередной сюрприз. Раньше отдельным категориям граждан предоставлялась ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Теперь четырем категориям граждан, а также лицам, имеющим длительный трудовой стаж, разработчики предложили установить фиксированную ежемесячную денежную компенсацию на оплату тех же услуг. Обоснование изменения политики оказания такой социальной поддержки разработчики изложили в пояснительной записке к новому варианту Социального кодекса. Так, установление фиксированного размера социальных выплат они предложили ввести в целях простого и понятного механизма получения государственной помощи, который позволит повысить качество оказываемых мер социальной поддержки, исключить сложные расчеты, перерасчеты, ошибки, необходимость обновления данных по несколько раз в год. Граждане не будут тратить уйму времени при посещении центров социальной помощи, исчезнут очереди, посчитали разработчики. Вроде все логично. Но тогда это уже не будет адресной поддержкой граждан, на чем так настойчиво настаивали сами разработчики, так как цены на содержание и ремонт жилья и тарифы на коммунальные услуги, даже в пределах городов и поселений области, разные.
Подтверждение этого содержится в ответе губернатора А. А. Жилкина от 16.12.2016 года группе депутатов областной Думы: «Фиксированный размер компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг был получен для каждой категории расчетным путем. При этом его среднегодовой размер в расчете на одного получателя определен исходя из планируемых расходов бюджета Астраханской области на эти цели и среднегодовой численности получателей по каждой категории льготников. Ожидаемый среднегодовой размер выплаты проиндексирован на 5,5%». О каких нормативах жилой площади или потребления коммунальных услуг, в таком случае, можно говорить?
Отрицательное заключение по данному вопросу дало в то время управление Министерства юстиции РФ по Астраханской области. Оно сочло, что, устанавливая разный размер ежемесячной ком-пенсации для каждой категории граждан, областной законодатель, таким образом, применил дифференцированный подход к определению размера одной и той же меры социальной поддержки, исходя из категории граждан, которым эти меры предоставляются. Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, законодатель должен исходить из того, что в силу части 3 статьи 55 Конституции РФ различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 № 5-П и от 05.04.2007 № 5-П)». Однако, «законопроект не содержит объективно обоснованных различий в установлении размеров одинаковой меры социальной поддержки отдельным категориям граждан». Управление юстиции предложило областной Думе учесть вышеуказанные замечания при рассмотрении законопроекта Социального кодекса во втором чтении. Однако они законодателями были проигнорированы и в принятом Кодексе не учтены. Вот вам и ответ на поставленные в начале статьи вопросы граждан.
Прошло уже полгода, но областное управление юстиции по каким-то причинам не предпринимает никаких шагов по устранению грубейших нарушений Конституции РФ. А от этого страдают ни в чём не повинные пожилые граждане. Как известно на рынке труда довольно длительное время, доминируют «серые» зарплаты и «минималки», и работники вынуждены соглашаться на эти условия, поскольку нет других. И получается, что человек, достигнув пенсионного возраста, имеет неплохой трудовой стаж. Но, поскольку зарплата была копеечная, ему и пенсию начисляют небольшую. Так кто в этом виноват, что у таких граждан на бумаге среднегодовой доход ниже прожиточного минимума? Льготные категории граждан? Тогда почему они всю жизнь, проработав на одном месте и получая предусмотренную законом зарплату, теперь должны содержать еще и мнимых малоимущих? Почему ветераны стали финансовой базой для пополнения бюджета области? Почему потом эти средства выплачиваются тем, кто был «летуном», получал «серую» зарплату либо вообще не работал. А теперь получает социальную пенсию и компенсацию как малообеспеченный, да еще посмеивается над теми, кто всю жизнь платил налоги? Это как? Справедливо?
Стремясь сэкономить на ветеранах, областное правительство родило Социальный кодекс, основная цель которого - экономия областного бюджета, поскольку в нем огромная дыра. Областной бюджет надо как-то пополнять. Вот и решили, что за плохую работу областного правительства должны расплачиваться и льготные категории граждан. Почему именно льготы граждан становятся финансовой базой для пополнения бюджета? Почему незыблемыми остаются пенсии министров и депутатов? Может быть, их тоже начислять исходя их критерия нуждаемости?
Области нужен бюджет развития, а не проедания. Необходимо развивать собственное производство, а не рассчитывать на нефтегазовые ресурсы, доходы от которых уходят из региона. Не надеяться на кредиты Минфина РФ, за которые нечем расплачиваться, и не латать дыры бюджета за счет ограбления народа. Его терпение не беспредельно.