Уже достаточно длительное время разрабатывается законопроект об изменении роли управляющего многоквартирным домом по оказанию потребителям коммунальных услуг. Работа над ним продолжается. Различные официальные лица и эксперты, принимающие в ней участие, сообщают через СМИ о скором принятии такого закона. Однако, как говорят в народе, пока воз и ныне там.
Единственный компромисс, который был достигнут, принял вид специальных положений, изложен в статье 12 Закона от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ. Договоры, заключенные до дня вступления в силу этого Закона между собственниками жилья в МКД и ресурсоснабжа- ющей организацией, в том числе при непосредственном управлении, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договоров. И далее. В силу части 18 той же статьи, действующей с 30 июня прошлого года, при смене способа управления или выбора новой управляющей компании, собственники жилья вправе на общем собрании принять решение о сохранении порядка оказания им коммунальных услуг и расчетов за них, действовавшего до этого. Однако, в этом случае соответствующее волеизъявление идет в разрез с общим правилом, сформулированным в Жилищном кодексе РФ. Поэтому, чтобы устранить такое противоречие, в разработанном законопроекте законодатель должен был предложить условия урегулирования порядка заключения прямых договоров между потребителями коммунальных услуг и РСО.
Часть положений статьи 155 ЖК РФ, измененных законодателем, свойственны прямым договорам. Плата за коммунальные услуги вносится соответствующей РСО, на основании договоров, заключенных с ними. Однако в части 8.1, введенной в статью 155 ЖК РФ, уже читаем очередное изобретение федерального законодателя: «Плата за коммунальные услуги состоит из платы за соответствующие коммунальные ресурсы, подаваемые РСО по договорам ресурсоснабжения». Сразу возникает несколько вопросов. Кому эти организации поставляют мифические коммунальные ресурсы? И почему поставляют ресурсы, а оплата производится за коммунальные услуги? И это ещё не всё. Законопроект позволяет вносить плату за такие услуги управляющей компании, ТСЖ, ЖК или СПК (далее – управляющая организация), если это предусмотрено договором ресурсоснабжения. А вот те положения, которые изложил законодатель в части 1 новой статьи 161.2, вызывают недоумение. Судите сами. «Снабжение многоквартирного дома коммунальными ресурсами осуществляется в соответствии с договором ресурсоснабжения, который заключается между РСО и собственниками жилья этого дома, от имени которых договор заключают управляющие организации, действующие без доверенности, как законные представители собственников».
Эти же организации могут заключать договор ресурсоснабжения от своего имени, если это предусмотрено договором управления или решением общего собрания собственников жилья (часть 4 статьи 161.2 законопроекта). И что самое интересное в этом случае — с согласия РСО. Захочу — дам согласие, а на нет и суда нет. При этом управляющие организации оплачивают поданные в дом коммунальные ресурсы, а собственники — коммунальные услуги. Это равнозначно тому, что сейчас предусмотрено частью 6.3 статьи 155 ЖК РФ. К чему такие изменения? К этому следует добавить, что сбор информации, необходимой для расчета платы за коммунальные услуги и исполнения договоров ресурсоснабжения осуществляют эти же организации. Они передают её РСО, в порядке, установленном Правительством РФ, которого пока нет. Снова кот в мешке.
То, что предлагает законодатель в статье 161.2, на прямые договора между собственниками и РСО, не похоже. Вновь посредники в лице управляющих компаний и ТСЖ, одни из которых воспринимают работу с коммунальными платежами как поле для махинаций, а другие — как несвойственную им непрофильную деятельность, которая приводит к необоснованным рискам и убыткам. Из этого следует вывод, что закон готовили, видимо, две, независимые друг от друга, группы. В результате прямых договоров в ЖК РФ, видимо, не будет. Хотели как лучше, а получилось как всегда.
Остановлюсь немного на тех проблемах, которые в той или иной степени касаются прямых договоров. Ресурсоснабжающие организации по такому договору должны осуществлять подачу энергоресурсов надлежащего качества и без перерывов, превышающих установленную продолжительность. При нарушении этих обязательств они обязаны уплатить штраф в размере, установленном Правительством РФ (часть 4 статьи157 ЖК РФ). Если в законопроекте был указан её конкретный размер, то сейчас, после вступления закона в силу, никакой конкретики нет. Законодатель прикрывается постановлением Правительства РФ. Эти замечания касаются также штрафных санкций за неправильный расчет оплаты коммунальных услуг. Такие положения жилищного законодательства действуют с декабря прошлого года. Однако постановления Правительства до сих пор нет. У нас как всегда, Закон примут, но на практике его невозможно исполнять. Подзаконные акты к нему появляются через полтора-два года.
Контроль за качеством и непрерывностью подачи коммунальных ресурсов на границу МКД, законодатель предлагает возложить на управляющие организации (часть 7 статьи 161.2 законопроекта). Но как это будет действовать на практике, не указал. За то всю ответственность за предоставление услуг надлежащего качества и их непрерывность подачи предлагает возложить на эти организации. В связи с этим, вновь хочу напомнить законодателю, что коммунальные услуги оказываются, а не предоставляются. Кроме того, ни ТСЖ, ни управляющие компании, как юридические лица, никаких коммунальных услуг не оказывают. Они лишь обеспечивают их оказание проживающим в МКД гражданам (части 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ). Из этого следует вывод, что коммунальные услуги населению оказывают ресурсоснабжающие организации. Это, кстати, подтверждается положениями пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг. Там, в частности, указано, что коммунальные ресурсы подаются до внутриквартирного оборудования. И вновь возникают вопросы. Во-первых, из каких источников эти организации будут выплачивать штрафы? У некоммерческих организаций нет оборотных средств, имеющиеся носят целевой характер. Расходование этих средств на иные цели повлечет наказание руководителей. Во- вторых, как будут оплачивать штрафы управляющие компании? Вряд ли они будут использовать свою прибыль. Значит, в ход пойдут денежные средства, предназначенные для содержания и текущего ремонта общего имущества. В связи с этим не будут выполнены какие-то работы. Можно сколько угодно гадать, как будут выплачиваться такие штрафы, ведь постановления правительства нет.
Качество наших законов не улучшается. Идет планомерная подмена законотворческого процесса скороспелым нормотворчеством. Значительная часть депутатов, а теперь и Правительство РФ, не в ладах с правовой грамотностью. Если говорить об анализируемом законопроекте, то некоторые его положения содержат изначально элементы бесправия. Так, например, положения части 14.2, которой законодатель предлагает дополнить статью 155 ЖК РФ, переходят все возможные границы действующих российских законов. Законодатель предлагает «вводить ограничение или приостановление обеспечения должника коммунальными услугами» не только при задолженности по таким услугам, но и при задолженности за жилищные услуги. Это полнейший беспредел! Какое отношение имеют жилищные услуги к коммунальным? Это совершенно разные понятия. Нельзя сваливать всё в кучу. Принятие таких положений грозит непредсказуемыми последствиями.
К этому следует добавить, что положения, изложенные в разных статьях законопроекта, противоречат друг другу. Так, в результате изменений, вносимых в часть 2 статьи 162, управляющая организация будет обязана обеспечивать коммунальными услугами собственников жилья. Но это противоречит положениям части 7 новой статьи 161.2, где говорится, что управляющая компания, ТСЖ, ЖК или СПК «обеспечивает предоставление коммунальных услуг». Такие же замечания относятся к измененным положениям части 2 и пункта 3 статьи 162 ЖК РФ.
Законодатель в законопроекте широко использует вымышленную схему предоставления коммунальных услуг, в которой РСО приписывается роль снабженцев несуществующих «коммунальных ресурсов». Используя весьма забавный прием, население уверяют, что коммунальные услуги — это не услуги, а некие товары — «коммунальные ресурсы». Уместно вновь задать законодателю вопрос: а в какой момент коммунальные ресурсы превращаются в коммунальные услуги? Авторы законопроекта всё ещё не согласны, что коммунальные услуги — это услуги, и тогда вся описываемая ими процедура обеспечения коммунальными услугами перемещается в страну зазеркалья. Неоднократно известные российские юристы писали, что никаких коммунальных ресурсов экономика не знает. Однако законодатель, теперь уже в лице Правительства РФ, их не слышит и ведет себя как зритель, любующийся платьем голого короля: никто никаких коммунальных ресурсов не видит, но вновь воздерживается в этом признаться. Такой термин противоречит основам экономики, вносит серьёзные осложнения в хозяйственно-правовые отношения в сфере оказания коммунальных услуг гражданам. Деление на ресурсы, услуги и исполнителей не имеет никакого смысла. Пора вариант «торговли ресурсами при оказании услуг» оставить в прошлом. Рынок оказания коммунальных услуг не будет развиваться до тех пор, пока подобные экономические измышления будут способствовать обогащению крупных монопольных компаний.
Совсем недавно стало известно, что Минстрой РФ вышел в Правительство РФ с рядом проработанных проектов, направленных на снижение напряженности в вопросе платежей за коммунальные услуги. Министерство предлагает исключить из цепочки платежей посредника в виде управляющей организации. Оплата будет осуществляться потребителями напрямую поставщикам услуг, а расщепление платежей будет происходить на уровне банка. На счета самих управляющих организаций должны поступать только деньги за их услуги. Плата за воду будет зачисляться на счета водоканала, за отопление — на счета РСО. Сейчас предложенные варианты обсуждаются в правительстве, и министерство рассчитывает на принятие таких норм уже до конца текущего года. Проблема неплатежей — одна из ключевых в отрасли ЖКХ. Объем задолженности потребителей составляет около триллиона рублей.
Такие нормы с нетерпением ждут не только потребители. Их ждут управляющие компании, ТСЖ и СПК, которые стремятся избавиться от такой дополнительной нагрузки, как коммунальные услуги, всеми правдами и неправдами. Вот только позволят ли главные монополисты страны Правительству РФ принять такие нормы? Это, знаете, большой вопрос. Сколько уже было хороших законопроектов, нормы которых устроили бы рядовых потребителей. Но вмешиваются монополисты и на свет божий появляются такие законы, которые отстаивают только их интересы. Верится с трудом, что в этот раз будут приняты нормы в интересах потребителей.