Как «Астрводоканал» «откачал» у пенсионера денежку
На берегу Прямой Болды живет в своем доме старый оптимист Борис Яковлевич, в прошлом индивидуальный предприниматель, честный труженик, социально ответственный человек.
Раньше дела его шли сносно, и денег на жизнь хватало. Жил он скромно, однако не скаредничал – платил по счетам, не торгуясь, тратил – не жалея и не задумываясь, за что платит. Всем платил безропотно: и налоговикам, и ресурсоснабжающим организациям, и прочим, прочим, прочим ...
Но после кризиса предприятие его закрылось, стал он жить на одну пенсию и лично убедился, что выжить на пенсионное пособие трудно... А тут ещё некстати всплыли долги за водоснабжение... Борис Яковлевич даже не знал, что «Астрводоканал» подал в суд и уже взыскал с его пенсионного счета крупную сумму. Пенсионер обратился с возражениями в тот же суд. Дела стали пересматривать.
Выяснилось – большую часть долга составлял долг за «полив» приусадебного участка в 70 кв. метров. Откуда взялась в расчетах «Астрводоканала» такая площадь участка выяснить суду не удалось. Площадь полива – 70 кв. метрам - не прописана в договоре между МУП г. Астрахани «Астрводоканал» и потребителем коммунальной услуги.
Дом стоит в непосредственной близости у реки. В связи с поднятием грунтовых вод почва на участке нуждается не в орошении, а, наоборот, в мероприятиях по осушению подтопленных земель.
Суду на обозрение был предъявлен рапорт служащего МУП г. Астрахань «Астрводоканал», из которого следует, что Борис Яковлевич протестовал против того, что площадь орошаемого участка равна 70 кв. метров, и не согласен с расчетами. Но «Астрводоканал» на протесты старого человека никак не отреагировал, продолжал насчитывать долг по умозрительной формуле – площадь якобы орошаемого участка умножается на норматив. Основаны расчеты «Астрводоканала» не на показаниях прибора учета (счетчик воды в хозяйстве Бориса не установлен), а на основании, скорее всего, вымышленных объемов потребления.
Несколько месяцев длился пересмотр двух однотипных дел, возбужденных по исковым заявлениям «Астрводоканала» в отношении почтенного старца, – множество судебных заседаний, ходатайств, запросов суда в сторонние организации. «Астрводоканал» доказывал - Борис Яковлевич должен за «полив» участка размером 70 кв. метрами, и приводил доводы, один другого нелепее.
Вот, например. Борис Яковлевич всегда платил столько, значит должен платить столько же и в дальнейшем.
Да, действительно, Борис Яковлевич переплачивал в былые времена, когда у него водились деньги. Да, виноват в том, что раньше не задумался, за что платит! Да, прозрел поздно! Но всё-таки прозрел! И увидел ошибку в расчетах! Жизнь заставила его беречь каждую копейку. А то, что у Бориса была и есть щедрая душа, - это астраханцы знают и не видят в том большого порока! Оплачивая услугу, Борис ошибочно полагал, что оплачивает поставку холодной воды только для питья, гигиены, приготовления пищи. Как только ошибка стала очевидной, он обратился в «Астрводоканал» с требованием произвести перерасчет и вернуть ему переплаченные «за полив» деньги.
Второй довод: у Бориса Яковлевича большая придомовая территория, значит он может на 70 кв. метрах что-то выращивать.
Да, территория большая, но не каждый любит возиться с землей. Борис приехал в Астрахань на жительство из мегаполиса, он урбанист до мозга костей, технарь, учился в университете. Все силы отдавал любимому делу — своему малому предприятию. Выращивать овощи и фрукты было всегда недосуг... Когда бизнес процветал, проще было покупать сельхозпродукцию, чем заниматься садоводством и огородничеством. А сейчас нет сил заниматься земледелием, ведь ему скоро 80 лет, здоровье уже не то...
Третий довод «Астрводоканала»: площадь 70 кв. метров указана в некоем акте, который по истечении срока хранения был уничтожен, согласно закону.
Уничтожают любовную переписку, а не муниципальные документы — собственность муниципалитета («Астрводоканал» — муниципальное учреждение). Согласно Федеральному закону «Об архивном деле в Российской Федерации» такие документы хранятся в организации 5 лет и впоследствии передаются на постоянное хранение в архив. Ни о каком уничтожении архивных документов в вышеуказанном Федеральном законе речи не идет.
Суд первой инстанции в ряде многочисленных заседаний объективно и всесторонне рассмотрел дела и установил истину, которая заключается в том, что расчеты «Астрводоканала» неверны, сделаны не в соответствии с законодательством. Гипотеза «Астрводоканала» об уничтожении акта осмотра земельного участка является неправдоподобной, так как «Астрводоканал» не предъявил никаких свидетельств: акта и прочих стандартных бумаг, которые нужно составлять при уничтожении документа, если уничтожение этого документа вообще возможно.
«Астрводоканал» не согласился с решениями суда и обжаловал их в вышестоящем суде. В своей апелляции «Астрводоканал», как на ошибку суда указал на то, что суд первой инстанции не запросил по ходатайству истца сведений из Государственного кадастра недвижимости о том, является ли пенсионер собственником участка.
Является ли пенсионер собственником участка или не является - неважно, важно, что он потребитель услуги, и договор подписан им. И повод-то пожаловаться оказался ничтожный! Ведь претензия «Астрводоканала» к суду первой инстанции не сопрягается с нормами Гражданско-процессуального кодекса РФ, согласно п.2. статьи 57 которого: «В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства». Так как никаких препятствий для получения сведений из Государственного кадастра недвижимости для «Астрводоканала» не имелось, а истец самостоятельно запросил и получил эти сведения, суд не счел нужным удовлетворять ходатайство истца, так как составление запроса загружает аппарат суда неэффективной работой.
Суд апелляционной инстанции оставил решения суда первой инстанции без изменения. На сегодняшний день они вступили в законную силу. Но вернул ли «Астрводоканал» пожилому горожанину деньги? Нет! И главное, продолжает, кажется, числить его должником «за полив»! Зачем же нужны были многолетние судебные тяжбы? Неужели истина, которая именем Российской Федерации была провозглашена судьей, не имеет никакого веса для коммунальщиков? Или настолько привыкли они, что суды заочно решают тяжбы в их пользу, что не могут еще прийти в себя от изумления? Пора очнуться, господа! Верните человеку «откачанные» с пенсионного счета денежные средства! Ему нужно жить! Не только пить водопроводную воду, но иногда еще и есть.