В преддверии первого чтения финансового плана РФ на 2017 год и последующие, 2018 и 2019 годы, в Госдуме идут горячие споры о налогах. Единороссы спешат, без особых дискуссий, одобрить все предложения правительства. А они полностью противоречат предвыборным обещаниям власти и ее партии: работать на повышение благосостояния народа.
К примеру, Минфин недолго раздумывал, чем наполнить государственный кошелек после падения цен на углеводороды. Доходы от их продажи почти на 50% составляли госбюджет. Нефтяной источник истончился, в бюджете образовались бреши в триллионы рублей, и, казалось бы, пришло время сделать ставку на развитие реального сектора экономики. Но этот путь для правительства, в частности, для Минфина, представляется слишком утомительным. Был найден другой выход. Налоги, по мнению Минфина, могут восполнить былые поступления от нефти.
Зачем думать о производстве, модернизации, импортозамещении, создании 25 млн высокотехнологичных рабочих мест и прочих хлопотных проектах, если можно без лишних усилий взять налоги из карманов граждан? Сидели на нефтяной игле, пересели на налоговую… Вот почему в стране растет количество и объем различных поборов. Еще чуть-чуть, и безналоговым для граждан останется только вдыхаемый воздух.
Неплохой приток средств в бюджет принесут налоги на недвижимость и землю, начисленные по кадастровой стоимости. Они уже действуют. Их величина ошеломила уже многих россиян. Некоторым жильцам достаточно скромных квартир начислено по 50–70 тыс. рублей кадастрового налога. «За что?» – спрашивают в обращениях к депутатам люди. У единороссов – универсальный ответ: недовольны? идите в суды. А для обращения в суд необходимо иметь в кармане не менее 10 тыс. рублей, и не факт, что решение будет в пользу истца. Есть ли у пенсионеров, собственников квартир, лишние 10 тыс. для судебных тяжб? Ответ известен.
А Минфин не унимается. В арсенале его идей – увеличение «Платона» на 1 рубль с километра, введение побора за вывоз мусора, рост акцизов, пеней за просрочку платежей, обновление налогового маневра вместо обещанной отмены транспортного налога, введение нормативов на потребление электроэнергии, газа, воды, за превышение норм коммунальные блага будут стоить в разы дороже.
Кроме прямых налогов, взимаемых с граждан, появляются косвенные, скрытые. Например, в законе «О внесении изменений в статью 380 Налогового кодекса РФ». Им РАО «РЖД» освобождается от налога на имущество в связи с тем, что компания будет строить железную дорогу в обход украинской территории. Но этот налог вносится в региональные бюджеты. Следовательно, дефицитные бюджеты регионов, совокупный долг которых приближается к трем триллионам рублей, недополучат миллионы – и станут еще беднее.
Коммунисты выступили против этого закона. Особенно категоричным был депутат от Марий Эл Сергей Казанков:
– Мы здесь на федеральном уровне даем РЖД льготу по налогу на имущество, лишая региональные бюджеты средств для социальных нужд. Мы обижаем детей, которых в интернатах кормят на 82 рубля в день, мы лишаем малоимущих пособий, без которых им не выжить. Налоговая льгота даст РЖД около 7 млрд рублей. Но это прибыльная организация, она получила за 2015 год 75,9 млрд прибыли. Неужели РАО так же остро нуждается в средствах, как дети, как многие семьи в нашей республике? Я только что получил сигнал из одного из интернатов, что там не на что детям купить белье, что рацион питания их крайне скуден… Мы лишаем их помощи, а богатую структуру делаем еще богаче.
Но думское большинство не трогают упования на социальные беды дотационных регионов. Им приказано дать налоговую льготу РАО «РЖД», они ее дали, единогласно проголосовав за предложенный правительством закон. Коммунисты – высказались против. Только голос думской оппозиции значительно ослаб после выборов 18 сентября.
Возражения коммунистов не мешают единороссам вершить то, что им приказывают сверху, что диктует Центробанк. Стратегическая линия ЦБ совпадает с планами Минфина. Она заключается в том, чтобы не допустить инфляции выше 4%. С этой целью ЦБ намерен сдерживать потребительский спрос населения, проводить жесткую денежно-кредитную политику. ЦБ сохраняет дорогие кредиты, оставляя ключевую кредитную ставку на уровне 10%. «Чтобы кредитная активность не возросла», – поясняют в ЦБ. Население, по мнению ЦБ, надо ориентировать на сбережение доходов, а не на их трату. Одна только беда: при опросе 71% граждан сказали, что им нечего откладывать, средств не хватает даже на еду.
Люди беднеют, свидетельствует статистика. А ЦБ, правительству, «Единой России» как будто этого и надо. Беднеют? Значит, будут меньше покупать. Значит, инфляция не будет увеличиваться. Народ для Минфина и ЦБ – словно подопытная масса, которой устанавливаются рамки потребления, доходов, развития, а точнее – недоразвития.
«Мы против такой финансовой политики, – заявляет Геннадий Зюганов. – Власть обирает граждан, лезет в их карманы за последним рублем. Но не хочет увеличивать налоги на прибыли олигархов. Капитал в прошлом году увеличил свои доходы на 42%, а люди обнищали на 20%. В бюджете Минфина на ближайшую трехлетку – все та же песня, те же щи, только еще пожиже. После бюджета деградации продавливается бюджет летаргической стагнации. Терпение народа не безгранично…»