Любопытное сочинение написал в двадцатых годах прошлого века польский политический и государственный деятель Роман Дмовский. Он активно выступал против русификаторской политики Российской империи, ратовал за создание польского национального государства, хотя сам был, между прочим, депутатом Государственной Думы России. Ратуя за возрождение свободной Речи Посполитой, пан Дмовский всерьёз размышлял и о «буфере» между Польшей и Россией – многострадальной Украине. Свой трактат он так и назвал – «Украинский вопрос». Приведу некоторые цитаты из этого труда, не утратившего актуальности и сегодня.
«В последние годы, благодаря углю и железу Донецкого бассейна и кавказской нефти, Украина превратилась в предмет живой заинтересованности представителей европейского и американского капитала и заняла место в их планах хозяйственно-политического управления миром на ближайшее будущее.
Безусловно также, если бы дошло до отрывания Украины от России, то мощные сферы использовали бы своё влияние и ресурсы на то, чтобы дело не закончилось созданием некоего относительно небольшого государства. Только большая, возможно, огромная Украина могла бы привести к решению этих проблем, которые придали украинскому вопросу такой широкий смысл.
Украина, отделенная от России, могла бы сделать большую карьеру. Но сделают ли её украинцы?..
Молодые, пробуждающиеся к деловой роли, нации вследствие бедного запаса традиций, концепций, чувств и инстинктов, которые и создают из человеческой толпы народ, а также вследствие отсутствия политического опыта и натренированности в управлении собственной страной, когда речь идёт о самостоятельном государственном управлении, оказываются с глазу на глаз с трудностями, с которыми не всегда знают, как справиться.
С первого момента Украина оказалась бы поставленной перед большими вопросами большого государства. И в первую очередь – по отношению к России. Россияне должны были бы быть наинепутёвейшим в мире народом, чтобы легко примириться с потерей огромной территории, на которой находились его наиплодороднейшие земли, его уголь и железо и которая дает им обладание нефтью и доступ к Черному морю. Затем, использование угля и железа со всеми вытекающими последствиями в политическом устройстве и в хозяйственной жизни страны. Большую проблему представляет Черноморское побережье, будучи этнически неукраинским, (также) отношения к донским землям, к неукраинскому Крыму и даже к Кавказу. Российский народ со своими историческими традициями, с выдающимся государственным инстинктом, постепенно справлялся с этими вопросами, используя свои способы. Новому украинскому народу пришлось бы сразу найти свои способы справляться со всеми задачами, и тогда он определенно узнал бы, что это выше его сил.
Что правда, нашлись бы и такие, кто этим бы занялся, но именно здесь и возникает трагедия. Нет человеческой силы, способной помешать тому, чтобы оторванная от России и преобразованная в независимое государство Украина стала сборищем аферистов со всего мира, которым сегодня очень тесно в собственных странах, капиталистов и искателей капитала, организаторов промышленности, техников и купцов, спекулянтов и интриганов, бандитов и организаторов всех видов проституции. Все эти молодцы при участии наиболее хитрых, наиболее предприимчивых украинцев создали бы верхний слой, элиту страны. Однако это была бы своеобразная элита, потому что, кажется, ни одна страна не могла бы похвастаться такой богатой коллекцией международных каналий.
Украина стала бы нарывом на теле Европы; люди же, грезящие о создании культурного, здорового и сильного украинского народа, созревающего в собственном государстве, убедились бы, что вместо собственного государства у них получилось международное предприятие, а вместо здорового развития – быстро прогрессирующие распад и гниение.
Украина, как важнейшая, с хозяйственной точки зрения, часть российского государства – это земля, от которой зависит всё его развитие в будущем. Не меньшее значение она приобретает и в войне. Россия, какое правительство в ней бы ни было, должна защищать Украину как свою собственную землю, до последнего вздоха, в том смысле, что потеря Украины будет для России смертельным ударом».
Эти строки написаны, конечно, врагом России. Но врагом умным, у которого зоологическая ненависть к русским не отняла способности мыслить объективно. Он мечтал, конечно, как и многие наши недруги, чтобы мы стали «наинепутёвейшим в мире народом», легко примирившимся с потерей Украины как части Российского государства. А ведь мы и на самом деле им почти что стали, позволив Ельцину с подельниками Кравчуком и Шушкевичем разогнать русский народ по трём национальным квартирам. Но если Белой Руси повезло, и сработавший вовремя инстинкт самосохранения народа привёл к власти настоящего «батьку», то Украину как часть русского мира мы потеряли. На время или навсегда? Очень хочется верить, что затмение разума, постигшее наших соседей, ненадолго.
По крайней мере, если исходить из содержания бесконечных ток-шоу, заполонивших центральные телеканалы, вывод однозначен: дни нынешнего никчемного руководства Украины сочтены, и разорванное по живому тело единого народа вот-вот срастётся! Наши штатные златоусты доказывают это, как дважды два, в прямом эфире нанятым «мальчикам для битья» вроде пана Ковтуна. Сказочные перспективы! Только в сказках кропят изрубленных злодеями страдальцев сначала мёртвой водой, потом живой. Чтоб, значит, тело сперва срослось, а потом ожило. Мёртвой воды нынче – в избытке, а вот с живой – большие проблемы!
В этом я убедился, побывав недавно в Турции. Толерантные турки предоставляют постояльцам курортных отелей возможность смотреть и российские, и украинские телевизионные каналы. Десять дней я включал время от времени новостные и публицистические передачи украинского ТВ. И что же? К концу «декады» словил себя на мысли, что где-то в подсознании зашевелилось сомнение: а всё ли так однозначно в отношении «нэзалэжной», как трактует это наша официальная пропаганда? И это я, идеологический противник нынешнего киевского режима, которому за цикл стихов об Украине въезд туда запрещён! Что же говорить о простых гражданах соседнего государства, которые из дня в день слышат такую, к примеру, информацию:
«Боевики 22 раза за сутки открывали огонь по позициям украинских войск, обстреливали жилые кварталы Марьинки, один солдат погиб»;
«Служба безопасности Украины заблокировала десять сайтов, которые РФ использовала для гибридной войны против Украины»;
«55,9 процентов населения Украины поддерживают вступление страны в НАТО, в 2014 таких было 44,1 процента»;
«Служба безопасности Украины предотвратила провокацию спецслужб РФ. Задержаны 29 человек, которые за грошовую оплату собирались устроить хулиганство у посольства Польши»;
«За вчерашний день боевики 27 раз обстреляли позиции ВСУ, два украинских солдата ранены»;
«Певица Джамала поддержала запрет на въезд в Украину «залётных голубей мира» – артистов из России»;
«Кара за блуд: два российских фээсбэшника задержаны с поличным в степях Херсонщины»;
«Силовики заблокировали диверсионную группу под Жолобком, имевшую оружие РФ»;
«Около 10 тысяч украинцев незаконно удерживаются в так называемых трудовых лагерях на территории Донбасса».
Эти сообщения я списал в июле с новостной ленты украинских телеканалов «5-й телеканал» и «Newsone».
А вот как звучит начало анонса передачи «Почему Донбасс – это Украина»: «Три года идёт война между Украиной и Россией, как шли войны в 1917 и 1921 годах».
Широко отмечало украинское телевидение «Трёхлетнюю годовщину завершения российской оккупации Славянска». Причём интервью на эту тему местные жители давали в основном на русском языке. Вообще с «мовой» здесь нелады. Даже комментаторы и телеведущие порой мучительно подбирают нужные слова, чтобы пригвоздить «проклятых москалей» на украинском. Другие и не пытаются это делать, лепят «правду-матку» по-русски. Как, например, а аналоге передачи «Поединок» В.Соловьева, где в словесный пинг-понг играют паны Осуховский и Богомолец:
«Напала Россия на Украину, и украинские солдаты гибнут от русских пуль»;
«Почему Украина до сих пор закупает лекарства в РФ? Почему российские банки работают, почему российский бизнес не прикрывают?»
Впрочем, ответы на эти вопросы паны-поединщики наверняка знают не хуже, чем мы. Если, конечно, помнят русскую пословицу: «Ворон ворону глаз не выклюет!»
А вот как рисует военное положение в Донбассе политик Антон Геращенко:
«8-10 тысяч солдат РФ постоянно держит во втором-третьем эшелонах фронта, на передовой – наёмников и предателей Украины. На границе с Украиной около 60 тысяч войск РФ, которые готовы вступить в войну».
«Политический консультант» Андрей Мишин ёрничает опять же на русском языке: мол, посмотришь сериал «Полицейский с Рублёвки» – и волей-неволей станешь ненавистником России, так там всё прогнило и коррумпировано! А ещё анекдот рассказывает про нашего президента: дескать, предсказала тому гадалка, что он правит последнее лето, а он в ответ: «Нет больше лета!» Вот его и не стало!
Вообще, конечно, украинские комментаторы – смелые люди. Министра иностранных дел РФ А. Лаврова через раз обзывают «печальной сталинской лошадью». Или глубокомысленно рассуждают, что борьба между нашими странами идёт не за территорию, не за деньги, а за место в истории. Вот поэтому, дескать, РФ навязывает Украине роль аутсайдера.
Интересно, а какую роль готовят Украине покровители из-за океана? Лидера, что ли? Целый репортаж «Пятого канала» был посвящён тому, что расходы казны на питание военных инструкторов из США и Канады составляют по 500 гривен на брата, чтобы хватило и на морепродукты, и на экзотические фрукты. А вот на украинского солдата тратится в шесть раз меньше. Какая несправедливость!
Но, честно говоря, не до иронии, когда понимаешь, что такой вот пропагандой уже три года пичкают украинских обывателей, что дети там воспитываются в откровенно русофобском духе, в убеждении, что Россия и её жители – лютые враги граждан «нэзалэжной», даже тех, кто разговаривает и думает по-русски. Потому что другой пропаганды на Украине нет, а российские телеканалы наши соседи могут посмотреть разве что в Турции. С каждым годом мёртвой воды здесь льётся всё больше, а вот о живой никто и не заикается.
И это – вина нашей неповоротливой государственной машины, идеология которой сводится к тому, чтобы убедить собственное население, что оно живёт хорошо, а будет жить ещё лучше. Делать это нелегко, потому что виртуальная, телевизионная «реальность» всё больше отличается от того, что происходит в стране на самом деле. Как в коротком анекдоте: «Наш лозунг: «Всё для людей!» Список людей прилагается». А вот справиться с волной русофобии, захлестнувшей братскую Украину, у наших «идеологов» – кишка тонка! И длится это не три года, а все 26, прошедших со времени развала СССР. Крым-то – наш, а вся остальная Украина – чья?
Риторический вопрос, на который не пан Дмовский, а мы с вами должны отвечать! Потому что политическая воля руководителей государства зависит от нашей с вами общей воли. Хватило же её на то, чтобы присоединить Крым!