О книге Владимира Шмелькова «Тайна сабаев»
Как жили далекие предки современных людей 30-40 тысяч лет назад? К сожалению, точно мы этого не знаем. И, наверное, никогда не узнаем. А жаль, ведь догосударственная история человечества в несколько раз превосходит по времени эпоху цивилизации, начавшуюся каких-то там… 5 тысяч лет назад.
Археологические находки дают скудное представление о временах, когда не существовало письменности. А наука пытается воссоздать историческую действительность тех далеких времён, используя метод аналогии: путем изучения жизни и деятельности народов, которые в XIX-XX веках находились на стадии первобытности.
Но так ли всё было на самом деле в эпоху каменного века? Наука ответа не дает. Зато фантазии писателя есть где развернуться.
Именно в эпоху среднего палеолита разворачивается действие романа «Тайна сабаев» астраханского писателя Владимира Шмелькова, как бы продолжающего таким образом литературную традицию, идущую от Жозефа Рони-старшего или Джека Лондона, чьи произведения на тему жизни людей в первобытную эпоху были хорошо знакомы советскому читателю.
Конечно, книгу Шмелькова следует воспринимать не как попытку воссоздания картины исторической действительности, а как фантастику. Автор, действуя в пространственно-временных рамках описываемой им исторической эпохи, представляет читателю свою версию развития событий.
Главный герой книги молодой неандерталец Ллой живет среди своих сородичей (автор называет их гуабонгами). В своем роду он является объектом насмешек, его даже не берут больше на охоту, а поручают лишь следить за огнем.
Ллой уходит от своих сородичей, чтобы встретиться с богиней-праматерью их рода медведицей Амэ, и попросить ее изменить его судьбу. Но вместо этого попадает к своим противникам - апшелокам из рода сабаев (волков) – людям разумным, предкам современных людей. Волею случая Ллой спасает девушку Улу из рода сабаев от гибели в смертельных объятиях удава (душителя бо), а после демонстрирует свою смелость, прогоняя маунта (пещерного медведя) – тотемного зверя гуабонгов. Взамен он получает не только спасение от расправы, но и уважение рода сабаев, в котором отныне начинает новую жизнь.
Герою предстоит пройти через множество испытаний и приключений, испытать неведомые ранее чувства, прежде чем самому стать человеком. Наделенный, как и все неандертальцы, большой физической силой, Ллой в честной борьбе с апшелоками из другого рода отвоёвывает себе женщину, которая вскоре рождает ему сына, успешно охотится на свирепых зверей, вступает в бой с бывшими сородичами в борьбе за свою новую семью. А главное, усваивает новые обычаи и моральные нормы, доселе ему неизвестные и непонятные.
Итак, автор допускает, что неандертальцы и люди разумные вполне могли жить не только в одно время, но и по соседству. На протяжении всего романа идет противопоставление людей разумных гуабонгам. Автор намеренно и даже чересчур сильно подчеркивает животное начало в одних и человеческое в других.
У человека, мало-мальски знакомого с историей первобытного общества может возникнуть масса вопросов к автору. Так и хочется по мере прочтения заметить что-нибудь вроде: вот так не могло быть, об этом нет никаких сведений... Едва ли, например, у людей, живших более 30 тысяч лет назад, была столь развитая речь и столь высокие моральные принципы, как это описано в книге. Да и резкое моральное противопоставление неандертальцев и представителей Homo Sapiens имеет литературное обоснование, но едва ли историческое… Но надо вовремя вспомнить, что всё написанное – не история, а фантастика, авторская версия исторической действительности, где реальные факты (вроде надвигающегося ледника, наскальной живописи, тотемизма или института экзогамии, по правилам которой живет род сабаев) уступают порой место домыслу и вымыслу, что, однако, делает книгу только интересней.
Автор снабдил свою книгу словарем, в котором собрал используемые им же в тексте слова. Мужчины и женщины, члены их семей, растения и животные, времена года имеют в романе собственное, несовременное наименование. Конечно, эти термины - плод вымысла писателя, но использование их в романе создает атмосферу правдоподобия описываемых событий. Надо отдать должное автору: используемые им термины по мере чтения книги очень легко усваиваются, запоминаются, а некоторые весьма оригинальны, например, упоминавшийся уже «душитель бо» (удав), чуть было не удавивший красавицу Улу или многоногий ёр (паук), после укуса которого погибает молодой гуабонг.
Роман приключенческий, написан он так, чтобы современному читателю не было скучно, а хотелось быстрее переворачивать одну страницу за другой, желая узнать, что будет дальше. Автор описывает многие аспекты жизнедеятельности людей эпохи первобытности. Охота и собирательство, изготовление орудий труда, начало процесса товарного обмена, семейно-брачные отношения, первобытное бортничество, обряд инициации юношей – во всем этом принимает личное участие или является свидетелем того или иного процесса герой романа – неандерталец по происхождению, но уже человек по духу.
Автор не наполняет свой роман мистицизмом или научно-фантастическими деталями, хотя, такое искушение очень сильно даже у читателя, желающего поскорее узнать некую тайну сабаев, намеки на которую разбросаны по ходу всего действия книги. Но автор раскрывает тайну своих героев вполне реалистически, даже иронически, показывая, что тайна начинается там, где заканчивается человеческое знание. Да и настоящая, не мистическая, тайна сабаев, рассуждает автор устами своего героя, заключается в их сплоченности и любви друг к другу.
В том ещё, хочется добавить, прочитав роман, что они - апшелоки, сабаи, люди разумные - преодолели черту, за которой следовала совсем иная, не похожая ни на одну развивавшуюся до той поры жизнь. Преодолели благодаря новым принципам общежития, позволившим виду Homo Sapiens развиваться дальше, а не стать ещё одной тупиковой ветвью эволюции.