В своих недавних заметках («на марксистском, но с цивилизационным акцентом») я припомнил среди прочего, что, исходя из примера провальной в итоге феодальной реставрации, было бы правильным говорить не о реставрации, а всего лишь о попытке реставрации, в том числе и нынешней капиталистической. Хотя последняя, строго говоря, еще не доказала (и больше самой себе), что она всего лишь попытка.
Повторит ли при этом попытка капиталистической реставрации логику попытки феодальной реставрации, можно только предполагать. Предполагать с учетом того, что феодальная попытка касалась в основном восстановления политической надстройки (замены буржуазной республики на феодально-буржуазную монархию), а «наша» капиталистическая попытка, хотя и затянувшаяся, ломает и экономический базис (что более существенно, а значит, и более опасно). И если относить подобные предположения к разряду «не по Сеньке шапка», то можно так и остаться «Иванами, не помнящими родства», диалектического родства со схожими историческими процессами. Подчеркнем: процессами, а не конкретно-историческими событиями, ожидать повторения которых (совсем по другому поводу и в совершенно других условиях) было бы логикой по аналогии, или логикой возвращения «по кругу», а не логикой развития «по спирали», которой и учит нас марксистско-ленинская диалектика.
Уже само словосочетание – неологизм «реставрация капитализма», циркулирующее в левопатриотической публицистике, указывает на влияние логики по аналогии. Яркий понятийный образ, позволивший нам в общих чертах представить, что происходит в постсоветской России, при более глубоком взгляде на происходящее невольно становится исходным, но спорным понятием в наших и без того не слишком строгих теоретических суждениях, а следовательно, и в практических выводах. Поэтому, видимо, имеет смысл посмотреть на теоретическую неопределенность «капиталистической реставрации», как на невольную уступку буржуазной идеологии, для которой капитализм - последнее слово истории.
Действительно, почему мы говорим о реставрации капитализма, когда капитализма как такового (в политэкономическом смысле) не получается? Почему мы не говорим о, скажем, деградировавшем социализме? Деградировавшем вследствие его попустительства буржуазным политэкономическим «рыночным механизмам», этим якобы чисто техническим заимствованиям у капитализма, не ведущим к перерождению социализма? Ведь оказалось, что еще как «ведущим!» Неприятно само слово «деградация»? Но уж лучше – «социализма», чем «капитализма»… «реставрация» после 73 лет советской власти! По мне, куда неприятнее это «после»…
Вот этот поворот в суждениях, на мой взгляд, и может составить некоторую (пусть и полемическую), но продуктивную новизну, позволяющую столкнуть тезис «реставрации капитализма» с антитезисом «деградации социализма». «Тезис» мы недавно рассмотрели, «антитезис» рассмотрели еще раньше: в номерах «АП» за последние годы мы прошлись от послесталинских «рыночных механизмов», этого «скрытого НЭПа» без легализации частной собственности и под контролем государства (но все- таки породившего «теневую экономику» с ее подрывным капиталом), до «открытого рыночного НЭПа при Горбачеве, и переведенного при Ельцине в режим «реставрации капитализма».
Отсюда и возможное направление синтетических суждений: перевод «деградации социализма» (или отступления социализма от своих принципов) в режим «реставрации капитализма» («шустрой» тактически, но беспомощной стратегически) произошел все-таки на конституционном условии сохранения «социальности», т.е. социальных обязательств государства. Но! Государства, осуществляющего восстановление первоначальных капиталистических основ (капиталистичности в ее политэкономической сути частного присвоения прибавочной стоимости при «норме» присвоения, позволяющей воспроизвести наемную рабочую силу), в которые социальные обязательства как раз и закладывались. Таким образом, синтез, хотя и представляет собой некое теоретическое целое, но уже логически заключает в себе взрывоопасное на практике противоречие между социальными обязательствами и их экономической негарантированностью (особенно в кризисные периоды и даже при остаточном принципе). Более того, «социальность» является отрицанием «капиталистичности» (если, конечно, она самодостаточна и не подпитывается колониальной «рентой»), а «капиталистичность» - отрицанием «социальности» (поскольку уже в логическом пределе «социальность есть социализм»). И рано или поздно, и так или иначе одно должно быть поглощено другим. И наша конкретно-историческая задача – чтобы как раз «социальность» поглотила реставрируемую «капиталистичность» и тем самым преодолела «деградацию социализма». Преодолела в обратном порядке этапов деградации – переведя ее из режима «реставрации капитализма» в рыночный НЭП» с незаконной даже по капиталистическим меркам частной собственностью, а из него в «рыночно-социальный НЭП» с ограниченной частной собственностью и под контролем «социального» государства.
Иначе говоря, мы не должны уподобляться «реставраторам капитализма» и восстанавливать то, что тут же нужно «реформировать», не достигая в результатах ни того, ни другого, а получая только разруху. Ведь и нам потребуется не только восстановление планирования, но и его незамедлительная модернизация (через подешевевшую, но все еще дорогую для российских масштабов кибернетизацию). Выходить из формационного регресса нам придется, кроме того, при почти абсолютном и враждебном окружении. Но это вовсе не значит, что действовать мы будем не спеша и плавно или «бархатно» (напротив, неопределенность «китайского фактора» будет нас подталкивать). Действовать мы будем поэтапно. Каждый этап будет равноценен «маленькой», зато реальной революции. Что вовсе не означает, что мы открещиваемся от всеобъемлющей второй социалистической революции. Да она и спрашивать нас не станет, если развитие событий в стране и мире примет, как и век тому назад, катастрофический гуманитарно-экологический или военно-интервенционистский характер. А кто из нас и захочет уйти в тень оппортунизма – все равно не получится.
При таком подходе к синтезу «деградации-отступления социализма» и «попытки реставрации капитализма» более понятной становится политика КПРФ (в качестве авторской самоиронии: не настолько «более», чтобы быть понятной классовому противнику). Уже в Государственной Думе КПРФ держится, как правящая КПСС времен, скажем, молодого Брежнева, но так, как если бы в виде «политических учений» допустила в качестве оппозиции к себе «ЕдРо», ЛДПР и «Справедливую Россию» вместе взятых. При этом с изумленным выражением коллективно-фракционного лица: «Как же мы могли дойти до глупости такой?! И как же теперь из этой дурацкой игры в «демократию», подсказанной «либералами» в ЦК, выйти?»
Иначе говоря, в парламентской деятельности КПРФ, которую невозможно описать в «страдательном залоге» в отношении какой-то там исторически шутовской «реставрации» со всеми ее «реформами» и воровством, чувствуется благородная коммуно-государственная порода, профессиональная и моральная надёжа и опора…
Одна уже центральная партийная газета «Правда», по нынешним временам вроде бы уже давно оппозиционная, и видом своим, и содержанием говорит за коммунистов: «В оппозиции не мы к ним, а они к нам» Рано или поздно поймет это и «широкий читатель».
А.СТРОЙКОВ