Пока еще относительно спокойно реагирует российская общественность и средства массовой информации на очередную годовщину Октябрьской революции. Большинство людей в этот день, как и в другие дни, будут заниматься своими обыденными делами, пытаясь заработать.
В сем необходимы деньги, они нужны, чтобы оплатить квартиру, заплатить за обучение детей или за их размещение в детских садах, заплатить в поликлинике или в больнице, заплатить за бензин, если есть автомобиль или за общественный транспорт, если автомобиля нет. Надо оплатить счета, от коммунальных и других служб, надо оплатить банковские кредиты, оставить необходимые суммы нёа питание, одежду и постоянно продолжать платить. Одним словом, о деньгах приходится думать постоянно. Где уж тут в будний день массово отмечать праздник. Но как только люди, особенно постарше, начинают вспоминать об Октябрьских годовщинах, их лица становятся добрее, уходит какая-то постоянная озабоченность и почти все с горьким сожалением вспоминают об ушедшем времени, когда в дни рождения Октября на народных гуляниях была искренняя радость праздника, чувство единства и меньше всего думалось о деньгах.
Ч ерез два года наступит великий юбилей – столетие Октябрьской революции. С телеэкранов не будут сходить дискуссионные передачи о роли революции в истории страны. Г азеты и журналы опубликуют тысячи статей на эту тему. Многие из россиян задумаются, с какой же краской п одходить к т ем д алеким с обытиям. И как бывает, люди разойдутся на два противоположных лагеря: за и против революции, не совсем понимая того, что все мы вышли из Октября, как из гоголевской шинели вышла русская литература.
И менно Октябрь сделал нашу страну, такой, какая она есть. Хотим мы этого или нет, но мы все стали наследниками Октября и тех необратимых событий, которые были вызваны Октябрьской революцией. После принятия народами мира христианства и ислама ни одно другое историческое событие не оказало такого глубокого в лияния н а р азвитие ч еловечества, как именно Октябрьская революция. Результаты этой революции решительным образом повлияли на мировой исторический процесс и оказались в фундаменте формирования современного мира. Даже те народы и цивилизации, которые, казалось бы, находились далеко в стороне от этих событий, с т ечением в ремени, б езусловно, попали в орбиту Октября. Что же произошло в России в 1917 году? В стране огромной, но никак не определяющей к тому времени пульс цивилизационного развития человечества?
П режде всего, произошел пересмотр законов «мирового порядка», которые на протяжении многих веков навязывались всему человечеству европейской цивилизацией и принимались миром, как непреложная истина, как единственная система для всеобщего прогресса. А «истина», основой которой являлось получение прибыли, позволяла одним людям делать других людей рабами или крепостными, колонизировать целые континенты и заставлять их жителей в три пота работать на пришлых и местных господ. При этом именно господа считали себя солью земли, а те, кто реально был этой солью, считались просто скотиной. Для успокоения скотской души рассказывались истории про будущее царство небесное. Проходили поколения, текли века и почти ничего в этой системе ценностей не менялось. Дети одних учились в школах и университетах для того, чтобы быть господами, дети других были обречены прозябать в нищете, в голоде, в полной забитости, работать от зари до зари на хозяев, а главное - и чувствовать себя, как скотина. Конечно, отдельными людьми делались попытки исправить это положение, но разве можно исправить «мировой порядок» и остановить «всеобщий прогресс».
В 1917 году из России во все уголки мира донесся голос великой революции – «Вы не рабы и не скот, вы сами должны быть хозяевами этой жизни». И еще прозвучала забытая библейская истина: «Кто не работает, тот не ест». Октябрь 1917 года со всей своей мощью сокрушил основы старого миропорядка и практически впервые дал большинству человечества надежду на справедливое устройство мира, а главное - вселил в людей уважение к с ебе. Б атрак с б ескрайних р оссийских полей и рикша из жаркой Индии, чабан с Кавказских гор и еврей с черты оседлости, - все они и еще сотни миллионов таких же других почувствовали себя достойными людьми. Идеи Октябрьской революции вмиг перехватили то мировое духовное лидерство, которое веками было монополией западной идеологии. Никогда до этого Россия не была так любима своими друзьями и ненавидима врагами. Никогда до этого Россия не оказывала на весь мир такого духовного влияния. И если Английская революция XVII века изменила облик Англии, а Великая Французская революция XVIII века потрясла всю Европу, то Октябрьская революция в России решительным образом повлияла на изменение многовекового мирового устройства человеческого общества.
С ейчас много людей ставят вопрос: «А зачем все это было надо? Любая революция - это разрушения, насилие, кровь и жертвы. Какого черта Ленин делал эту революцию? Мы и без того отлично бы прожили». Такой вопрос вполне обоснован. И мой ответ на него будет следующим. Революция не делается по заказу или по персональному указанию кого-либо. Революция - это стихия, это сложный исторический процесс, охватывающий все стороны человеческого бытия и вобравший в себя все слои населения. Революция возникает не по желанию индивидуумов, п орой д аже н е п о в оле н ародов. Накопившиеся количественные и качественные проблемы в обществе, особенно если эти антагонистические проблемы не решаются, приводят к неизбежному взрыву в этом обществе, взрыву практически неуправляемому, который каждый раз стремится перерасти в общий хаос. Большевики смогли обуздать этот хаос, совсем не ими устроенный, а те проблемные задачи, которые годами, а порой десятилетиями, не могла решить до этого царская власть, а затем и временное правительство, были решены большевиками быстро и достаточно эффективно. И, прежде всего, на тот момент, это относится к вопросу о мире и к вопросу о земле.
В истории великие революции заканчивались жесткой властью: в Англии властью Кромвеля; во Франции властью Наполеона; в России властью Сталина. В этом нет ничего удивительного. Центробежные силы революции огромны, и если их не обуздать, начинается анархия, хаос и распад государства. Но если пассионарные силы революции направляются на созидательную деятельность, то результаты будут потрясающие. На обломках Российской империи было построено величайшее государство в мире. Советский Союз не был империей в классическом понимании этого выражения. Русские при коммунистах не стали имперским народом, имперский народ обирает другие народы империи, русские, наоборот, отдавали. Советский Союз был уникальным государством: и по своей площади, и по населению, и по своему устройству. И задачи, выполняемые этим государством, были тоже уникальны. Я приведу лишь один статистический факт, взятый мной из атласа мира 1999 года, издательства «Терра». На тот год, согласно атласу, уровень грамотности населения в таких азиатских странах как Афганистан был 31%, а в Пакистане – 38%. В США, в стране, где самый большой процент нобелевских лауреатов, уровень грамотности населения равнялся 95%. А в других азиатских странах такой процент составил: в Киргизии – 97%, в Таджикистане – 97%, в Туркменистане - 98%, в Казахстане – 98%. Э то п арадокс? В овсе н ет, п росто эти азиатские страны, где раньше господствовал феодализм, успели побывать в составе СССР. Высочайшая грамотность в них - не что иное, как свершения Октябрьской революции 1917 года. Их соседям и не снилось такое, хотя я не знаю, есть ли у народов этих стран благодарность за все это по отношению к Советской власти.
М не странно порой слышать от отдельных людей сожаления о «России, которую мы потеряли», и которую разрушили большевики. При этом все критикующие Советскую власть, почему-то ассоциируют себя в прошлом с аристократами и господами. Н о т аких г оспод б ыло н емного (потомственных дворян к 1917 году насчитывалось менее 1% населения империи). Никто не хочет ассоциировать себя с безграмотным крестьянином, проводящим в трудах всю жизнь в поле или по 12 часов вкалывающим за копейки рабочим, живущим за занавеской в общем бараке со своей женой и детьми. Почему-то забыли про отношение властей к инородцам (как тогда говорили) или к евреям, которым мало было определить черту оседлости и лишить их многих гражданских прав, да еще не особо обращать внимание на р егулярные п огромы с ч еловеческими жертвами. И каждый раз, когда я слышу огульное обвинение против Октябрьской революции, мне хочется сказать: «Господа-товарищи, да поройтесь вы в ваших семейных архивах (если они у вас есть) и проникнитесь жизнью своих предков до революции, поневоле и сами станете революционерами». Революция дала всем нам равенство, образование, невиданные ранее социальные блага. Мы все, «правые» и «левые», патриоты и либералы, олигархи и министры - порождение этой революции. В нашем обществе сейчас уже нет того глобального культурного расслоения населения, с его глубоко р азным м енталитетом, к оторый был свойственен Российской империи. Революция дала возможность нам стать свободными людьми и пользоваться благами своего труда. И эта возможность была использована народами нашей страны. А в результате страна добилась невиданных успехов в производстве, культуре, просвещении, медицине и еще множестве областей. Была выиграна Вторая мировая война. По своей мощи СССР стал сопоставим с мощью всего Западного мира, который всегда рассматривал нашу страну как геополитического противника вне зависимости от социального строя в ней. И последние мировые события только подтверждают это.
К азалось бы, мы должны гордиться т акой р еволюцией, п родолжать изучать ее наследие, углублять социальные достижения, которые были возможны в нашей стране только в результате завоеваний Октября. К сожалению, наша правящая элита не пошла по этому пути. Больше того, сам народный праздник 7 ноября настолько раздражал власть держащих, что в 2004 году его решено было отменить как государственный. Но вот здесь случился казус. Этот праздник был единственно национальным. Остальные праздники в стране или международные, или профессиональные. Д аже н аш п раздник П обеды 9 мая празднуется в разные дни разными с транами п о в сей п ланете. А в от события Октябрьской революции исключительно российские, но по своим масштабам стали мировыми. С 1992 года нам предложили праздник 12 июня с идиотским названием - «День независимости». Сразу хочется спросить – независимость от кого? Нас кто- то смог завоевать? Да вроде бы нет. Наоборот, благодаря Красной Армии, рожденной Октябрем, это мы победили в Великой Отечественной войне. Независимость от коммунистов? Так все наше правительство состоит из бывших коммунистов. Одним словом, весь смысл этого праздника - просто полный бред. Еще одно название данного праздника – «День суверенитета», так это и выговорить сложно и никто не понимает что это такое. В конце концов, остановились на простом названии «День России». В чем здесь смысл – придумать трудно, в любом случае этот праздник никак народу не в душу. Высшие чиновники начали искать и придумывать иной праздник. Дали задание историкам. Вспомнили, что в свое время в 1612 году выгнали поляков из Москвы, хотя с поляками там сидели свои же бояре, которые предали свой собственный народ. Никогда это событие в истории России не было праздником. Но как альтернативу Октябрю решили сделать. Самый подходящий день для назначения на праздник, это день, когда поляки капитулировали перед народным ополчением и вышли из кремля, побросав свои знамена. Но вот незадача. Этот день т очь-в-точь п риходится н а 7 н оября. Не знали поляки с боярами, что такую свинью через 400 лет подложат демократам. Ну, пораньше бы капитулировали или еще продержались бы немного. Решили назначить праздник на 4 ноября. В этот день казаками, то ли с помощью народного ополчения, то ли без этой помощи, был взят с ожженный ранее Китай-город. Событие, конечно, «великое». А праздник назвали «День народного единства». Единства с кем? С предателями-боярами, которые за два года до этого пустили поляков в кремль и призвали на русский престол польского принца. Или с олигархами, которые за свои интересы в недавнем прошлом чуть не растащили нашу страну? Нет, праздники назначать нельзя. Государственные праздники должны идти от народной души и народной воли.
Т аким праздником был день 7 ноября, в этот день революционные массы в Петрограде выбросили из царского дворца всякую либеральную мразь, которая меньше всего думала о благе народа, а больше всего занималась законами «всеобщего прогресса» под названием – продолжение войны и увеличение собственной прибыли. Именно «выбросили», потому что все министры Временного правительства в ближайшее время были отпущены по домам, как, впрочем, и все защитники дворца. Зимний дворец был взят практически без жертв, погибло ш есть революционных бойцов, подорвавшихся на собственной же гранате. Самая великая революция была самой бескровной. Реки крови потекли потом – в Гражданскую войну. Но не большевики начали эту войну, в Октябре они уже взяли власть и все их усилия были направлены на то, чтобы закончить мировую войну и дать народу землю.
Я убежден, рано или поздно праздник Октябрьской революции вновь будет государственным праздником в России. День взятия Бастилии стал государственным праздником во Франции только через 91 год после этого события. Сейчас это любимый национальный праздник всех французов, которые с радостью отмечают годовщину своей революции. Наша революция была более великой и более народной. Не нам забывать свои революционные деяния и наши эпические свершения. Мы, конечно, подождем, когда 7 ноября будет вновь окрашено красным цветом на листках календаря. Но разве это главное? Главное то, что в народной душе и в народной памяти этот праздник никогда не перестанет жить.