В статье 25 Федерального закона от 21.07.2014 года № 212-ФЗ сказано, что под общественными (публичными) слушаниями понимается собрание граждан, организуемое органом государственной власти, для обсуждения вопросов, в том числе, имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина. Такие слушания проводятся публично и открыто, а его организатор не вправе ограничивать доступ заинтересованных лиц или их представителей. Он заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на публичные слушания, о дате, времени, месте и порядке их проведения. При этом организатор обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на такие слушания. Итоговый документ, подготовленный по результатам слушаний, обнародуется, в том числе, путем размещения в сети Интернет.
Если судить по требованиям федерального законодательства, публичное обсуждение областного закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Астраханской области», прошло с грубыми нарушениями. Текст законопроекта нигде не был опубликован, а население о времени и месте обсуждения через средства массовой информации не было проинформировано. Только в начале мая газета «Комсомолец Каспия» сообщила о том, что общественные слушания проекта этого закона прошли в областной Общественной палате, которая предложила ввести в законопроект еще и критерий оседлости. И это, заметьте, в нарушение части 2 статьи 19 Конституции РФ. Вот какие у нас защитнички народных интересов!
В начале декабря группа депутатов областной Думы направило губернатору А.Жилкину официальный запрос в отношении законопроекта, носящего антисоциальный характер, в связи с тем, что ущемляет права многих категорий граждан, ведет к их обнищанию, создает социальную напряженность среди лиц, подпадающих под его действие. Депутаты предложили губернатору отозвать такой проект закона и провести общественное его обсуждение. Ответ был категоричный — оснований для отзыва не имеется. В документе, в частности, говорилось, что проект закона обсуждался на сходах граждан в муниципальных образованиях области. Если губернатор имел ввиду те митинги протеста, которые проходили по инициативе самих граждан или оппозиционных партий, то их никак нельзя отнести к публичным слушаниям. Кроме того, губернатор сослался на то, что «до внесения в Думу Астраханской области в период с апреля по сентябрь законопроект обсуждался различными институтами гражданского общества». И даже перечислил добрый десяток организаций. Однако, среди них не было ни одной ветеранской. А зачем с ними советоваться, они ничего путного власти не предложат!
Президент страны В. Путин постоянно напоминает, что в любом деле должна быть гласность, открытость, тем более при разработке законов, которые касаются большинства населения. В нашей области этого не придерживаются. А вот в отношении отдельных категорий граждан, в том числе, и ветеранов труда, сложилось свое особое мнение. Некоторые областные чиновники считают, что действующий сегодня принцип распределения социальных льгот во многом архаичный. Он порождает иждивенчество, предоставляя меры социальной поддержки только по принципу принадлежности граждан к той или иной льготной категории. Это, по мнению чиновников, несправедливо. Нужно еще учитывать и их материальное положение, считают они. Такие высказывания звучали в ходе обсуждения введения критерия нуждаемости для четырех резонансных категорий граждан. Вопреки федеральному законодательству, чиновники настаивали на этом вплоть до принятия Закона област-ной Думой. Не изменили они своего мнения и сейчас, когда Закон вступил в силу. Из этого можно сделать однозначный вывод, что самую большую по численности категорию граждан областные чиновники считают иждивенцами.
Дожили! Нас на старости лет называют иждивенцами! Это своего рода пощечина тем, которые, заменив ушедших на фронт отцов и матерей, братьев и сестер, стоя на высоких деревянных подставках, вытачивали корпуса снарядов и мин, так необходимых в то время нашей Красной Армии. Это упрек и тем мальчишкам и девчонкам, которые пережили все тяготы военного времени. Они часами стояли в очередях, с номерком, написанным на ладошке химическим карандашом, чтобы получить паек так называемого хлеба. С него текла вода, стоило только слегка нажать на него. Но даже такого хлеба, порой не хватало. Завозили его один раз в день, и если хлеба кому-то не доставалось, получить его на следующий день было не возможно. Карточка пропадала. И шли они домой, глотая слезы обиды, сознавая при этом, что сегодня семья останется без хлеба. А на следующее утро — вновь очередь. И так изо дня в день. А знают ли нынешние чиновники, что ели эти мальчишки и девчонки в то время? Щи из лебеды и щавеля. Если удавалось матерям купить баночку рушенной кукурузы, то они ее мололи на ручных мельницах, а их матери варили мамалыгу. А с каким наслаждением они гоняли во рту кусочек подсолнечного жмыха, отгоняя этим чувство голода. Настоящим праздником для этой ребятни были маленькие конфетки-подушечки, когда их матери, выпив в столовой два стакана чая с одной конфеткой, остальные три несли своим детям.
Не подумайте, что это просто услышанная мной где-то история военных лет. Нет, это и мое детство, и детство многих ныне здравствующих пожилых стариков и старушек. Это мы ощутили на себе все тяготы военного времени. Это мы, повзрослевшие мальчишки и девчонки, после окончания школ, училищ, техникумов или институтов в пятидесятые и последующие годы работали на заводах и фабриках. Это мы покоряли целину, осваивали космос, строили в чистом поле новые заводы или возводили высокие светлые корпуса над деревянными цехами, построенными в первые послевоенные годы. Причем, выпуск продукции для народного хозяйства страны не прекращали. Среди нас не было летунов, которые проработав месяц-два, от силы полгода, уходили искать легкую работу и большой заработок. Основной костяк трудовых коллективов оставался неизменным. На многих предприятиях трудились целые династии, отдавая по 30-40 лет своей жизни родному предприятию. И, поверьте, большинство из них было передовиками производства, отмеченными страной орденами и медалями Советского Союза и Российской Федерации либо ведомственными знаками отличия за заслуги в труде и многолетний непрерывный труд на одном предприятии. Я не оговорился. Именно так было установлено законодательством в советское время. Почетное звание «Ветеран труда» присваивалось только тем, кто имел правительственные или ведомственные награды, которые вручались им от имени Президиума Верховного Совета страны. При этом мужчины должны были проработать непрерывно на одном предприятии не менее 25 лет, а женщины не менее 20 лет.
И вот этих, теперь уже пожилых мальчишек и девчонок, лишенных детства, самую, по мнению федерального законодателя, заслуженную и уважаемую часть общества, некоторые нынешние чиновники смеют называть иждивенцами?! Как всегда, возникает множество вопросов. В чьих интересах высказывается такое мнение? Выходит, зря несколько поколений трудилось, внося свой вклад в процветание страны? Нам что, чиновники предлагают забыть военные и послевоенные годы? Перечеркнуть историю страны, сказать, что ничего этого не было? Да это же дикость, кощунство в отношении живущих и ушедших в мир иной! В связи с этим уместно высказать некоторые суждения. Наверняка у чиновников, которые так нелестно называют старшее поколение, есть матери и отцы, дедушки и бабушки, тети и дяди, которые тоже испытали все тяготы военного времени, а потом самоотверженно трудились на благо своей страны. Они их тоже считают иждивенцами?
Говоря об иждивенчестве ветеранов труда, чиновники тогда же высказали свое мнение о высоком размере их пенсий. По этому поводу в период обсуждения проекта Закона даже одна областная газета опубликовала статью. В ней, в частности, было сказано, что «настоящий статус «Ветерана труда» может сохраниться только как дань уважения профессиональным заслугам человека. Материальные «бонусы» в виде субсидий (видимо имелась в виду — компенсация) могут отпасть, поскольку пенсия ветерана труда, как правило, выше, чем у обычного пенсионера». Простите, ничего глупее не могли придумать?
Ветераны труда - не государственные служащие, не министры и не депутаты. Это у них свой пенсионный закон, на основании которого им исчисляются конкретные размеры пенсий. Что касает-ся ветеранов труда, то ни Закон, действовавший до 2002 года, ни Закон № 173-ФЗ, действовавший до 1 января 2015 года, ни действующий сейчас Закон № 400-ФЗ, не предусматривают каких-либо льгот по установлению этой категории граждан пенсии в повышенном размере. Не буду в даваться в тонкости расчетов пенсий по этим Законам. Это не тема данной статьи. Могу только посоветовать корреспондентам газет — не верьте на слово чиновникам разных уровней, даже если они в разговоре с вами ссылаются на конкретные законы. Уточните сами, так ли там написано, чтобы потом не попасть в глупое положение.
Федеральный законодатель установил правовые гарантии социальной защиты ветеранов труда в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Однако, на областном уровне они в одночасье превратились в обузу регионального масштаба. По мнению чиновников, льготы отдельным категориям граждан должны быть урезаны. Они это усиленно пытались сделать во время обсуждения проекта областного Закона. Им это сделать не удалось. Однако, от своей идеи они не отказались. Льготники — это дойная корова, за счет которой можно пополнить бюджет, урезав размеры компенсаций, а потом об этих гражданах и вовсе забыть. В бюджете области, как известно, денег нет, а субвенции из федерального бюджета, видимо, не дают. Слишком много долгов накопило областное правительство. Вот чиновники и делают все возможное, чтобы сэкономить на льготниках. Несмотря на гарантии федерального законодательства четырем категориям граждан, в том числе, ветеранам труда, областным Законом теперь им установили фиксированную ежемесячную денежную компенсацию, которая значительно ниже той, которая положена по действующему федеральному законодательству. Льготы ветераны труда заработали своим ударным долголетним трудом. Тогда почему именно они становятся финансовой базой для пополнения бюджета области? И почему потом эти средства выплачиваются тем, кто был «летуном», либо вообще не работал, а теперь получает социальную пенсию и льготы как малообеспеченный, да еще и смеется над теми, кто всю жизнь работал и платил налоги?
В голову лезет нелицеприятный вывод: это очередная афера, направленная на одурачивание самой незащищенной категории граждан — пенсионеров. Федеральная власть Законом о монетизации льгот делегировала некоторые свои полномочия субъектам РФ при условии, что они разумно будут применять нормы права при реализации этих полномочий. А на деле — безответственное управление бюджетами и принятие региональных законов и иных нормативных актов, которые изначально не только противоречат Конституции РФ, федеральным законам, но и порождают недоверие граждан к законам, подрывают стабильность и прозрачность правового регулирования, доверие к власти и в регионе, и в стране в целом.