«Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком её радостей и скорбей».
Ромен Роллан
Воспоминания родных, друзей и соратников, близко знавших Ленина, рассказывают нам о том активном интересе, который он проявлял к музыке в разные периоды своей жизни.
Музыка вошла в жизнь Ленина с самого раннего детства, когда он слушал игру на рояле и пение матери Марии Александровны. В семье Ульяновых стремились привить всем детям любовь к музыке. Дети Ульяновых обучались игре на рояле. У Володи оказался превосходный слух. В 8 лет мальчик живо исполнял детские фортепьянные пьесы, охотно играл в четыре руки. Однако уроки музыки скоро прекратились. Владимир, как это бывает с мальчиками, вдруг решил, что музыка – «не мужское дело».
Впоследствии Владимир Ильич жалел, что забросил рояль. Но и оставив игру на фортепиано, он не расставался с музыкой. У него была хорошая музыкальная память.
Больше всего любил скрипку, а потом фортепиано. Музыкальный мир Ленина был очень широк. Любя песню, Владимир Ильич не ограничивался ею. Он с большим наслаждением слушал классическую музыку, глубоко понимал её.
В школьные годы Владимир Ильич познакомился с революционными песнями вместе с запрещённой литературой от товарищей по гимназии. Песни передавались, как эстафета, от старшего поколения к младшему. На берегу Волги Володя распевал с друзьями «Дубинушку», «Назови мне такую обитель», «Ночь темна, лови минуты», «Замучен тяжёлой неволей», «Вставай, подымайся, рабочий народ», «День настал весёлый мая», «Стеньку Разина».
Очень охотно Владимир Ильич пел романс А. Даргомыжского «Свадьба»:
Нас венчали не в церкви,
Не в венцах, не с свечами,
Нам не пели ни песни,
Ни обрядов венчальных…
На всю жизнь запали в душу Ильича услышанные в детстве замечательные песни, связанные с жизнью трудового народа.
Часто в семье Ульяновых пели дуэт К. Вильбоа «Нелюдимо наше море». Его особенно увлекали слова в этом дуэте: «Но туда выносят волны только сильного душой». В музыке, как и в жизни, Ленина влекли образы отваги и борьбы. Даже арию Валентина из оперы Ш. Гуно «Фауст» он пел как-то по-боевому: «Там в кровавой борьбе, в час сраженья, клянусь, буду первым я в первых рядах».
Музыкальные впечатления юности оставили глубокий след в душе Ленина. Неизгладимое влияние оказали на него и песни вольности, и домашние музыкальные вечера. Песни революционной молодёжи звучали клятвой верности народу. С ними входил в жизнь Владимир Ульянов.
В 1897 году Владимир Ильич впервые услышал «Варшавянку», сила и красота напева пленили его. Ей суждено было стать боевым гимном русских большевиков. «Варшавянка» стала одной из самых любимых песен Ленина. Она была вместе с ним в подполье, ссылке, эмиграции. Любил Владимир Ильич украинскую революционную песню – «Беснуйтесь, тираны». Пел он и переводил на русский язык польскую песню «Красное знамя». В 1898 году в Шушенское пришла новая русская революционная песня «Смело, товарищи, в ногу», ставшая вдохновенным пролетарским маршем.
Владимир Ильич обладал довольно приятным, несколько глуховатым баритоном и очень любил попеть в хоре и послушать пение. При этом репертуар был довольно разнообразен. Начинали обычно с революционных песен – «Интернационала», «Марсельезы», «Варшавянки» и других. С большим чувством пели «Замучен тяжёлой неволей», «На старом Кургане в широкой степи». Нравились Владимиру Ильичу песни Сибири – «Ревела буря», «Славное море, священный Байкал», песнь о Степане Разине «Есть на Волге утёс». Владимир Ильич не любил унылого, жалобного оттенка некоторых старых революционных песен. Он решительно отказывался петь такие песни.
Не только русские песни привлекали Ленина в эмиграции. В чужих краях, как и на Родине, он с любовью прислушивался к песням тех стран, где ему приходилось работать и жить. Так, живя в Париже, Владимир Ильич любил посещать скромные загородные театрики, где рабочая публика восторженно воспринимала задорные боевые и обличительные песни в исполнении шансонье. Особенно нравились Владимиру Ильичу смелые песни и остроумные куплеты Монтегюса. Особой популярностью пользовалась тогда его песня «Привет семнадцатому полку». Это была песня о солдатах, отказавшихся стрелять в стачечников. Из зарубежных революционных песен более всего Ленин любил «Интернационал», возникший во Франции и ставший затем международным рабочим гимном. Однажды Владимир Ильич услышал «Марсельезу», она его так поразила, что он, оторвавшись от занятий, воскликнул: «Вот что надо спеть!»
Величайшему и благороднейшему делу – борьбе за «освобождение человечества от наёмного рабства» - была посвящена вся жизнь Владимира Ильича Ленина. И в пролетарской революционной песне он видел верного друга и помощника в этой борьбе.
Любя песню, Владимир Ильич далеко не ограничивался ею. Он с наслаждением слушал классическую музыку, глубоко и тонко понимал её. Особенно нравились всей семье Ульяновых мелодии из оперы А. Верстовского «Аскольдова могила».
С удовольствием слушал Ильич «Эпиталаму» из оперы А. Рубинштейна» «Нерон» и его романс «Перед воеводой», «Свадьбу» А. Даргомыжского, «Ночь», «Средь шумного бала», «Мы сидели с тобой» П. Чайковского, «На старом кургане» В. Калинникова.
Ильич наслаждался музыкой. Он проникался ею до глубины души, целиком отдавался её чудесной силе. Под впечатлением услышанного Владимир Ильич не мог удержаться и часто тихонько напевал оперные арии. С большим чувством любил распевать арию Елецкого из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского. Нравилась Ленину зажигательная кипучая музыка оперы Ж. Бизе «Кармен» и особенно куплеты Тореадора.
В 1903 году в Лондоне Владимир Ильич услышал Шестую («Патетическую») симфонию П. Чайковского. «Недавно были первый раз за эту зиму в хорошем концерте и остались очень довольны – особенно последней симфонией П. Чайковского», - пишет Ленин матери.
В одном из писем Марии Александровне Ленин писал: «Был на днях в опере, слушал с великим наслаждением «Жидовку»: музыка и пение хорошее».
По воспоминаниям соратников Ленина и признанию самого Владимира Ильича он любил театр, а оперу больше, чем балет.
Друг семьи Ленина и товарищ по партии Инесса Арманд была талантливой пианисткой. По просьбе Владимира Ильича она часто садилась за рояль и играла для него. Инесса Арманд, не спрашивая, начинала играть Бетховена. Особенно хорошо она исполняла Патетическую сонату. Ленин слушал её бесконечно много раз.
Секретарь В.И. Ленина Л.А. Фотиева вспоминает, что из фортепианных произведений, исполняемых ею, Владимир Ильич больше всего любил слушать Патетическую сонату Бетховена.
По признанию А.М. Горького, на его квартире Владимир Ильич слушал пианиста И. Добровейна, исполнявшего Бетховенские сонаты. Глубоко потрясённый музыкой, Владимир Ильич сказал Горькому: «Ничего не знаю лучше «Аппассионаты», готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!»
Охотно слушал Владимир Ильич прелюдии Ф. Шопена. Нравились ему «Лесной царь» и «Приют» Шуберта-Листа, но явно не любил громогласно-эффектной и поверхностной музыки. Зато он весь преображался, слушая сочинения Л. Бетховена. Ленин ценил в его творчестве выражения мужества, борьбы больших человеческих чувств. Героическая музыка Бетховена многое говорила сердцу великого борца революции. С удовольствием Владимир Ильич слушал увертюры «Эгмонт» и «Кориолан» в переложении для фортепиано.
Владимир Ильич любил слушать романсы и арии Чайковского, Даргомыжского, Шуберта, Грига, Римского-Корсакова, Бородина и Бетховена. Очень любил Рихарда Вагнера. Слушая в Большом театре оперу М. Мусоргского «Борис Годунов», Владимир Ильич посоветовал расширить и лучше развернуть массовые сцены, придать им настоящий народный характер…
Владимир Ильич никогда не упускал случая поддержать талант, помочь его развитию. В начале ХХ века в кругах московской интеллигенции заговорили о талантливом певце и этнографе М.Е. Пятницком, посвятившем себя изучению и пропаганде русской народной песни. В сентябре 1918 года Пятницкий выступал со своим хором в Кремле, где присутствовал Ленин. Владимир Ильич с большим теплом отозвался о начинании Пятницкого, с интересом расспрашивал о планах и нуждах хора.
«В случае, если что вам нужно будет, - сказал Ильич, - напишите мне, и я вам в этом деле помогу». «И правда, - Ленин помог. Мы стали везде и всюду выступать, - рассказывал Пятницкий. Теперь весь мир знает замечательный Государственный хор русской народной песни, который носит имя своего основателя М.Е. Пятницкого.
Таким был Владимир Ильич Ленин. Он тонко чувствовал и ценил народные песни, искренне реагировал на острые куплеты, любил романсы. Его вдохновляли революционные песни и глубоко волновали великие произведения мировой классической музыки.