Выступая с итоговым докладом о развитии Астраханской области в 2017 году губернатор А.А. Жилкин поведал о том, что несмотря на кризис наша область стала мощным экономическим центром России, и привёл следующие данные.
Темпы роста валового регионального продукта более 110%, собрано более 100 млрд. руб. с нашей территории во все уровни бюджетов. Треть астраханского ВРП (125 млрд. руб.) – инвестиции бизнеса. Добыча «чёрного золота» за год увеличилась на 50%. Газпром продолжает газификацию региона. На сегодня её уровень – 86%. Астраханские аграрии собрали рекордный урожай: 1 млн.740 тыс. тонн овощебахчевой продукции и картофеля. Валовая продукция сельского хозяйства по итогам года около 50 млрд. руб. Переработано до 227 тыс. тонн овощей. Астраханское мясо поставляется в Азербайджан, Грузию, Иран, Армению, Иорданию, ОАЭ. Астраханская область вышла на первое место в РФ по товарному рыбоводству (выращивается 22 тыс. тонн рыбы в год).
Знаковыми событиями стали мероприятия, приуроченные к 300-летию Астраханской губернии.
Но если всё так хорошо, то почему область – банкрот! По словам министра финансов Астраханской области В. Шведова, на начало 2017 г. долг области составлял 135% (!) от нашего дохода (80% - коммерческие кредиты, 15% - бюджетные) Доходы растут, а расходы урезают. Вспомним хотя бы один пример – лишение тысяч астраханцев социальной поддержки в связи с принятием «Социального кодекса».
Причина? «Надо закрывать госдолг в соответствии с жёсткими условиями, установленными федеральным центром» (В. Шведов).
Жесткие условия федцентра продиктованы необходимостью сверстать бюджет на 2018 год с профицитом. Для первого чтения в ДАО он был представлен в таком варианте: доходы – 33,1 млрд. руб., расходы 29,1 млрд. руб. Превышение доходов над расходами (профицит) – 3,9 млрд. руб.
Откуда деньжищи? Отнюдь не от хорошей работы в отраслях реальной экономики. Во-первых, дополнительные доходы обусловлены увеличением налоговых и неналоговых поступлений. Во-вторых, (это главное) за счёт сокращения расходов аж на 5,5 млрд. руб. (на 16%). Предполагалось уменьшить финансирование образования на 30,8%, здравоохранения – на 26%, физкультуры и спорта – на 37,2%, социальной политики – на 15,8%, СМИ – на 53,2%, культуры и кинематографии – на 29,2%, мероприятий по охране природы – на 34,2%, ЖКХ – на 21,5%.
И весь этот, сформированный в основном за счёт сокращения расходов на нужды трудящихся, профицит нужно направить на погашение кредитов.
Коммунисты проголосовали против такого проекта бюджета. Однако 37 депутатов «за».
Ко второму чтению доходная часть бюджета пополнилась на 3,8 млрд. за счёт вливания из федерального бюджета и составила 36,9 млрд. руб. Расходы было решено увеличить до 34,9 млрд. руб.
2 млрд. руб. профицита – на погашение части госдолга региона.
Удалось учесть некоторые поправки в бюджет, которые вносили депутаты: увеличены бюджетные субвенции муниципальным образованиям и на агропромышленный комплекс в размере 2,6 млрд. руб., а также объём дотаций муниципалитетам на сбалансированность бюджетов и на межбюджетные кредиты в размере 200 млн. руб.
«Сможет ли область выбраться из долговой ямы в перспективе?» - спрашивали депутаты. Министр финансов В. Шведов ответил так: «На конец года постараемся сравнять долг с нашими доходами, то есть выполним задачу, поставленную федеральным центром. Долю коммерческих кредитов сократим до 50%. После чего федерация нам реструктурирует бюджетную задолженность и освободит от части расходов на обслуживание долга».
В общем, надежда на милость федерального центра в основном, да ещё на дополнительные налоги, а не на доходы от эффективно работающих предприятий. Такая перспектива оптимизма не вызывает.