«Столетие Великого Октября — это событие или нет? Вчера услышала по радио мнение, что сейчас 100 лет со дня октябрьской революции, а никаких абсолютно мероприятий по этому поводу нет, и как бы не видят повода для этого. ДР дума, фестиваль тыкв, что угодно, а тут тишина. И задумалась тоже, учитывая, как много людей помнят (кто тепло, кто холодно, но помнят!) СССР, образованный именно после революции, Ленина, наконец, да всё неоднозначно, но история вроде… А вы как думаете?»
Наткнулся на днях в интернете на это сообщение, принадлежащее некоему «Анониму». Не понял только, что за «ДР дума»? То ли «дурацкая», то ли «демократическая»? Впрочем, это дело вкуса, вернее, общественно-политических убеждений. Так же, как и отношение к одному из величайших событий в истории человечества, случившемуся в России в 1917 году. Письмо молодой, судя по тональности письма, женщины, заставило задуматься: а что для меня эта дата?
Детская память очень избирательна. Но я прекрасно помню, как меня, первоклассника, поразил гость, пришедший в школу накануне праздника Великого Октября в 1963 году. Бравый такой дед, который семнадцатилетним юношей принимал участие в штурме Зимнего, а потом прошёл по всем фронтам гражданской. Больше всего потрясла, конечно, шашка, которую вручил ему когда-то сам Будённый. Можно было потрогать с благоговением и эту награду, и самого дедушку. Сегодня мои ровесники близки по возрасту тому гостю, живому осколку истории. Выходит, для моего поколения Великий Октябрь — рядом, рукой подать! Запомнилось из той встречи и слово «Справедливость», которое ветеран произносил с таким же почтением, как «Коммунизм», «Великий Октябрь», «Власть Советов».
Перебираю «реликвии» школьной поры. Это уже 1965 год. «Этой книгой в ознаменование 48-й годовщины Великого Октября награждается ученик 3 «Б» класса Мартыновской средней школы Щербаков Юрий». Название книги, правда, подкачало. «Принц и нищий». Марк Твен.
А вот почётная грамота за победу в конкурсе на лучшее сочинение, посвящённое пятидесятилетию Великого Октября. Какая гордость была получить её на общешкольной линейке!
Мы были детьми своего времени. И кинофильмы «Ленин в Октябре», «Человек с ружьём», «Мы из Кронштадта», «Как закалялась сталь» знали наизусть. Не говоря уже про «Неуловимых мстителей», «Армию трясогузки» или «Миколку-паровоза». Идеология? Конечно! Но это была идеология построения общества всеобщей справедливости! И мы не кривили душой, когда октябрятами и пионерами клялись в верности заветам Ленина. «Всегда готовы!» Преемственность поколений, казалось, было явлением естественным, как воздух и вода.
Восьмиклассником я к очередной годовщине Великого Октября написал школьное сочинение в стихах, посвятив его творцам 1917-го:
Не штурмовал я Зимний с вами,
Я счастье не ковал стране.
Но навсегда осталась память
О революции во мне!
Ученические, конечно, строки, но ведь не лукавил я тогда, писал о том, что чувствовал, о чём думал!
В 1987 году под рубрикой «Навстречу 70-летию Великого Октября» «Волга» напечатала мою поэму «Навстречу рассвету». Редкий случай, когда главная областная газета отдала целиком свою страницу стихотворному сочинению! Мне и сегодня не стыдно за эту публикацию и за её слишком уж символическое название. Именно навстречу рассвету общества социальной справедливости вёл Россию Октябрь 1917-го года!
Я не хочу сегодня углубляться в пространные рассуждения о роли и значении этого события. Оставим историкам бесконечное наукообразие: «С одной стороны, с другой стороны...» Почему большинство, именно большинство принимало Советскую власть, как свою? Да потому что соответствовала её суть вековечной тяге народа к счастью и справедливости. Ведь не алкание свободы и богатства, а жажда жизни по общей правде и равноправию поднимало людей на восстания, которые власть именовала бунтами и мятежами.
В человеке извеку заложено плотское и духовное. Тело, данное природой, живёт по законам животного эгоизма: сытно есть, сладко спать и род свой продолжить. А вот дух человеческий пытается отвратить от эгоистического начала, заставить что-то делать для общего блага. С какой издёвкой в новейшие «демократические» времена цитировались строки: «Сначала думай о Родине, а потом о себе!» О Родине, о стране, об обществе, о том, чтобы все вокруг жили счастливо и справедливо, думали и мечтали жители Советского Союза. Конечно, не все и не всегда. Животный эгоизм победить трудно, и разбудить его нехваткой пресловутой колбасы или модных «шмоток» очень просто. Чем и занимались враги впервые создаваемого общества социальной справедливости.
Многие сегодня испытывают ностальгию по утраченному вместе с СССР. Президент и тот об этом неоднократно говорил. Так вот это — ностальгия по настоящей духовной общности, которую давал людям свергнутый строй. А начало ему положил октябрь 1917-го года. И в этом его главное великое достижение!
Конечно, полной социальной справедливости и в советские времена не было. Некоторые историки говорят, что и социализма в СССР не было, а был социально ориентированный государственный капитализм. Пускай так. Но насколько же справедливее и чище был тот строй, при котором мы жили до 1991 года, по сравнению с нынешним!
По Конституции РФ сегодня — социальное государство. «Социальное» в переводе означает «общественное». Да не может оно быть просто общественным! Государство — это общество социальной справедливости или социальной несправедливости. «Серёдки тут нету!» - как говорил незабвенный герой шолоховской «Поднятой целины» Макар Нагульнов! К какой же из этих категорий относится строй, поощряющий безудержное обогащение одних за счёт других, жажду наживы и плотских удовольствий любой ценой? Строй, который культивирует эгоизм, стяжательство, мздоимство, сутяжничество, лизоблюдство, чинодральство? Строй, главные цели которого — свобода и богатство? Свобода от совести и богатство без меры!
Я не зря упомянул выдающийся роман Михаила Шолохова. Именно после Великого Октября начала подниматься целина человеческих душ, стали выкорчёвываться сорняки оголтелого индивидуализма и себялюбия. Дали всходы семена «цветов общей радости, счастья и справедливости», как назвал главные ценности будущего «Города солнца» великий мечтатель Томазо Кампанелла.
Не всё в этом мире измеряется комфортом тела. Есть ещё и комфорт души. Можно эту современную сентенцию заменить библейской строкой: «Не хлебом единым жив человек!» Так вот, то общество, дорога к строительству которого открылась в России 100 лет назад, делало человека добрей, милосердней, совестливей, чище и благороднее. И литература социалистического реализма участвовала в этом самым серьёзным образом. «Строительство нового общества — строительство нового человека!» - именно так формулировалась тогда главная идеологическая задача. Не зря И.В. Сталин назвал советских писателей «инженерами человеческих душ», а Михаил Шолохов заменил слово «инженеры» крестьянским словом «плугатари», то есть «пахари»! Я горжусь тем, что был членом Союза писателей СССР, основанного Максимом Горьким, и тем, что Союз писателей России продолжает его традиции, главная из которых — борьба за справедливое устройство общества, за «мировую справедливость», о которой мечтали и которую созидали герои и читатели замечательных книг советских писателей!