Жилищно-коммунальная система за последние годы накопила массу противоречий и нерешен-ных вопросов. Принятие новых законов только увеличивает их количество. Проблемы в ЖКХ достигли своей критической точки.
Одной из самых главных причин является некачественное законодательство. Начиная с 2005 года в нем появились серьезные пороки. Занимаясь общественной деятельностью не один десяток лет, знаю качество наших законов не понаслышке. Они зачастую нелогичны, несистемны, нередко безграмотны с точки зрения литературного русского языка, что приводит к трудности их понимания и применения. Чтобы донести суть таких законов до населения, приходится переводить их текст на доступный разговорный русский язык. Принимаемые законы порой противоречат Конституции Российской Федерации, Жилищному и Гражданскому кодексам.
Цель любого закона или нормативного акта — урегулирование действующих процессов в обществе, устранение возникающих проблем. И если появляется какой-то недостаток, то в первую оче-редь следует проанализировать ситуацию и выявить причины её возникновения. Вот эти причины и нужно устранять. Бить не по последствиям, а по первоисточнику проблем. У нас же в России все де-лается наоборот. Это касается и нашего региона. Вместо того, чтобы проанализировать спорные ситуации, существующую практику, воспользоваться опытом других регионов и создать эффективные механизмы взаимодействия между участниками системы, наши чиновники инициируют еще более сложные процессы. В результате конфликт таких отношений только разрастается.
Первый наплыв граждан в расчетные центры произошел тогда, когда за свет и горячую воду с отоплением, они стали платить по единой платежке. В адрес нашего регионального центра стали поступать обращения граждан по поводу некорректного начисления сумм за общедомовые нужды по электроэнергии. Каждый второй астраханец получал квитанции с космическими долгами за этот вид услуг. Кроме того, граждане были крайне возмущены «нарисованными» долгами за электроэнергию, потребленную внутри квартиры, то есть израсходованную на собственные нужды. Многие астраханцы получали тогда платежки об оплате электроэнергии с непонятно откуда появившимися долгами. Они недоумевали, почему, регулярно оплачивая оказанные коммунальные услуги, оказались в списке должников. Вразумительного ответа от региональных чиновников они в то время не получили.
Разбираться в этой ситуации пришлось общественной организации. Ларчик открылся легко и просто. Монополисты, используя вновь созданные расчетные центры, решили за счет населения, «срубить немного дровишек». Дело в том, что в первоначальной редакции Правил предоставления коммунальных услуг было установлено, что потребитель был обязан самостоятельно снимать показания приборов учета с 23 по 25 число каждого месяца и до 26 числа передавать их исполнителю (подпункт «в» пункта 34 Правил). Однако определением апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19.03.2013 г. № АПЛ 13-82 данная норма была признана недействующей. Суд посчитал, что на потребителя не возложена обязанность передавать показания приборов учета ресурсонабжающей организации не позднее 26 числа текущего месяца. В связи с этим, с 1 июня 2013 года постановлением Правительства РФ № 344 подпункт «в» пункта 34 изъят из Правил. С этой же даты они не содержат императивного требования к потребителю по передаче таких показаний. Порядок, сроки снятия показаний и условия их передачи стали регулироваться договором, содержащим положения об оказании коммунальных услуг либо устанавливаться общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
Руководство «Астраханского расчетного центра» (директор Е.В. Салтовский) знало об этих требованиях более двух лет и выводов из этого никаких не сделало. Знало оно также и о том, что пока договор не будет изменен, они не имеют права рассчитывать плату за коммунальные услуги, исходя из среднемесячного объема потребления энергоресурса (пункт 59 Правил). Известно было им и то, что снятие показаний приборов учета и их передача относится не к обязанностям, а к правам потребителя (подпункт «к1» пункта 33 Правил). Поэтому принудить потребителя ежемесячно подавать показания приборов учета невозможно, да и не нужно. Плата за коммунальные услуги, согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ, вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим. В это же время, как известно, происходит передача показаний приборов учета. Указывая показания индивидуальных приборов учета, при оплате оказанных коммунальных услуг, граждане не нарушают, таким образом, Правила. К этому следует добавить, что статья 544 ГК РФ предусматривает оплату за фактически принятое потребителем количество энергии в соответствии с данными учета. И никакого — среднемесячного.
Однако руководство расчетного центра, следуя указаниям энергетиков, ежемесячно рассчитывало и продолжает рассчитывать оплату по среднемесячному объему, преимущественно 25-26 числа каждого месяца. Затем в течение одного-двух, а иногда трех месяцев, делает перерасчет. Вот так появляются так называемые «нарисованные» долги. Зачем такая чехарда с начислениями? Ведь в результате такого механизма начисления оплаты даже самые законопослушные граждане, оказываются в числе должников. Но от этой карусели можно избавиться, если учесть то, что граждане производят оплату главным образом до 10 числа, и времени вполне достаточно, чтобы учесть денежные средства, поступившие на расчетный счет энергосбытовой компании.
Сейчас, когда льготникам потребовались справки об отсутствии задолженности, система расчетного центра, создала неудобства для пожилых граждан. В расчетных центрах образовались длинные очереди и, как всегда, действует политика выкачивания денег из кошельков граждан. Вот вам и истинная причина чехарды с начислениями! Нужна справка, оплати долги. А потом доказывай, что у тебя нет и не было долгов. Монополисты и их окружение используют любые возможности обогатиться за счет населения. Когда же надзорные органы пресекут незаконные действия этой организации?
Много претензий у граждан в отношении работы ООО «Расчетный центр Астрахани» (директор А.В. Колосов). Его работники продолжают удивлять население своими непредсказуемыми действиями. Так, в платежках граждан за май текущего года появилось сообщение о том, что прием показаний индивидуальных приборов горячей воды осуществляется с 19 по 22 число каждого месяца по телефону и на Интернет-портале расчетного центра. И никакого обоснования. Хотя бы указали номер федерального акта, если он конечно есть. Можно проверить, никакие изменения в постановление Правительства РФ № 354 не вносились. Значит, это очередной фокус расчетного центра. А он любит этим заниматься. Убедитесь в этом сами.
Возьмем платежку на оплату горячей воды в марте 2017 года моей квартиры. Таблица 2, которая должна заполняться абонентом для оплаты текущего периода, уже заполнена. Первое, что бросилось в глаза, дата предыдущих показаний счетчика — сентябрь 2016 года. А где же показания последующих месяцев? Я ведь оплачиваю коммунальные услуги ежемесячно! Колонки «текущие показания» и «расход» тоже заполнены. В итоге выставлен счет на оплату 19 кубометров горячей воды. Фактически было израсходовано в этом месяце только три. Возникают законные вопросы: я, что уже не собственник квартиры, если за меня заполняют платежку работники расчетного центра? Как могут они знать, сколько моя семья израсходовала за месяц воды? И кто дал им право вмешиваться в частную жизнь гражданина? Аналогичная картина наблюдалась в июне, когда выставлено к оплате 5 кубометров, а фактически израсходован всего один. Но больше всего меня поразила платежка за апрель текущего года. За этот месяц выставлено к оплате 3,142857 кубометров горячей воды. Шесть знаков после запятой, то есть можно учитывать расход воды до одной капли. Это, конечно же, бред. Таких индивидуальных приборов учета в природе не существует. По крайней мере, в моей квартире нет. Но что самое главное, программа, которой оснастил центр все пункты приема платежей за горячую воду и отопление учитывает только целые кубометры.
Вот вам и ответ на вопросы, поставленные газетой «Комсомолец Каспия», — «а какая часть долгов «настоящая», то есть за реальное потребление энергоресурсов, а какая — «нарисованная»? И такие уж мы злостные неплательщики или нас пытаются заставить заплатить за воздух?» Злостных неплательщиков среди населения страны всего 6%, и это либо нищие, у которых нет денег, либо, наоборот, богатенькие, имеющие по несколько квартир и домов. Они просто не платят за потребленные энергоресурсы. А самые законопослушные плательщики — пенсионеры.
В астраханских платежках, как только что мы убедились, полнейшая неразбериха. Эта больная тема сейчас тесно связана с льготами отдельных категорий граждан. Первоначально предполагалось, чтобы собрать справки об отсутствии долгов самостоятельно, надо было выстоять очереди примерно в десяти разных организациях. Сейчас у чиновников появилась идея — центры соцподдержки сами будут запрашивать сведения об отсутствии долгов у ресурсоснабжающих организаций и расчетных центров. Но, как только что убедились, коммунальщики многим «рисуют» липовые долги. Значит, граждане будут снова ходить по инстанциям и доказывать, что долгов у них нет. А там требуют предъявить квитанции за 5, 7 и даже 10 лет. По закону можно требовать долги за последние три года. Но наши монополисты регулярно нарушают федеральные законы. Эта злободневная тема была недавно рассмотрена Пленумом ВС РФ. Он подтвердил, что сроки исковой давности по спорам об оплате жилищно-коммунальных услуг составляют три года. Неужели астраханские коммунальщики и после такого решения, проверяя наличие долгов у льготников и передавая соответствующие данные, будет продолжать копаться в платежках, превышающих трехлетний срок.
Целый раздел постановления Пленума посвящен мерам социальной поддержки. Судьи указали, что необходимо тщательно разбираться, по какой причине образовалась задолженность, за какой период. Это большое поле деятельности для разработчиков Социального кодекса и областного правительства. Предстоит большая законотворческая работа по внесению изменений в областные норма-тивные акты. А пока надо принять разумное решение: оставить пожилых людей в покое. Положены человеку льготы и выплаты — пусть пользуется. А с настоящими должниками пусть ком-мунальщики сами разбираются.
Пока же идет настоящее издевательство над людьми, особенно пожилого возраста. К чему такая волокита? Ничего святого у наших чиновников нет. Не жалеют они ветеранов. Почему власть их заставляет выстаивать в очередях и доказывать, что у них нет долгов? Это монополисты должны доказывать в суде их наличие. Коммунальщики и расчетные центры «рисуют» долги за коммунальные услуги населению, а власть никак не может навести в этой сфере порядок. А может так специально делается, чтобы граждане отказывались от льгот? Эти проблемы сейчас особенно остры. Председатель областной Думы И. Мартынов еще весной поручил депутатскому корпусу найти решение этого вопроса, чтобы уже осенью перейти в новый режим взаимодействия организаций. Совсем недавно в областной Думе состоялась встреча представителей двух региональных министерств, ресурсоснабжающих организаций и банков. Согласованная работа выполняется в полном объеме, утверждали специалисты. Но возникают проблемы технического характера: несовместимость баз данных. Совершенствование программ будет в скором времени завершена — поспешили заверить представители компаний. Ничего этого не будет. Такую объемную работу наладить за такой короткий промежуток времени невозможно.
Существующая в области система межведомственных отношений на уровне каменного века. От других регионов наша область отстает в этом вопросе как минимум на четверть века. Там давно существуют Единые расчетно-кассовые центры, которые имеют общую базу данных не только по оплате жилищно-коммунальных услуг. Там жители избавлены от хождения по инстанциям для получения справок при оформлении субсидий или выплат социального характера. Такие системы там работают уже более 20 лет. Как видите, умеют работать в других регионах. А мы топчемся на одном месте. Системы начисления и оплаты у нас нет, и никто за это не отвечает. Причина ясна — махровый монополизм. Но решительных шагов, чтобы покончить с ним, не видно. Власть только делает вид, что хочет что-то сделать, изменить. Но разве можно трогать монополистов. Лучше сэкономить на самом слабом звене — на льготниках, они все стерпят. Их надо еще сокращать, слишком много их развилось, да затраты на них большие. Что-нибудь еще для этого придумаем. А от этого конфликт льготников и власти еще больше разрастется.