Один из любопытнейших результатов выборов 13 марта, свидетельствующий о реальных тенденциях изменения электорального поведения, - обострение урбанистического раскола.
«Единая Россия» заняла первое место в каждом из субъектов федерации.
Но на субрегиональном уровне партия власти проиграла оппозиции во многих больших городах. КПРФ заняла первое место в Арзамасе и Сарове в Нижегородской области, в г. Твери в Тверской области, в г. Кирове в Кировской области.
В г. Владимире во Владимирской области КПРФ получила вровень с «Единой Россией».
В г. Твери «Единая Россия» практически разделила 2-3 места со «Справедливой Россией» (опередила ее всего на 0,5%).
В областных столицах «Единая Россия» практически везде получила меньше 40%. В г. Калининграде - меньше 30%.
В 1990-е гг. практически везде у КПРФ была более высокая поддержка на селе, чем в городах. Теперь ситуация диаметрально противоположная. Почти во всех регионах основной электорат коммунистов - горожане. При этом разница в поддержке КПРФ между областным центром и сельской местностью достигает 20 пунктов (Кировская и Курская области). Рост поддержки КПРФ в городах впечатляет.
Горожане явно отдают предпочтение среди партий левой оппозиции именно КПРФ, а не «Справедливой России». Кстати, «Родина» (предшественница «СР») в свое время выигрывала у КПРФ по популярности у горожан. Теперь или настроения горожан стали более радикальными (и умеренные социал-демократические проекты типа «Родины» и «СР» стали менее привлекательными), или «СР» воспринимается как более умеренная по сравнению с бывшей «Родиной». Думаю, тут обе причины присутствуют.
Из больших городов КПРФ победила «Справедливую Россию» везде, кроме Оренбурга. Ну в Оренбуржье вообще процессы идут с отставанием - там КПРФ осталась преимущественно «сельской партией».
Рост оппозиционных настроений горожан - реальная тенденция прошедших выборов. Современный режим имеет основную электоральную базу на селе, явно теряя доверие горожан.
При этом любопытно, что в России за последние лет 100 основой правящей власти в России были именно города, а не села. Например, поддержка демократов в 1990-е гг.
Сможет ли современный режим удержаться, нарушая это правило, не имя поддержки в городе?
Николай ГРИШИН ,
доцент кафедры политологии АГУ,
кандидат политических наук