Окончание. Начало >>
Находясь в далекой ссылке за издание произведений, в которых содержались революционные идеи, Салтыков-Щедрин испытывал невыносимое одиночество, напряжение всех человеческих сил. Как-то ранней весной он стоял на берегу реки Камы. Удивительной красоты русский простор открылся ему с высокого берега. «В виду этого простора, в виду этой силы стихии, в одно и то же время и разрушающей и оплодотворяющей, человек чувствует себя отрезвленным, чувствует, как встает и растет во всем существе его страстный порыв к широкому раздолью, который дотоле дремал на дне души, подавленный кропотливостью жизненных мелочей». («Тихое утро»). Очень поэтично написал об этом исследователь жизни и творчества великого писателя К.И. Тюнькин: «И, может быть, именно тогда проснулась в Салтыкове-Щедрине невиданная творческая сила, просившаяся на волю…Стоя на этом холмистом берегу, вглядываясь в однообразные, но властно пленявшие ,притягивавшие дали лугов, воды и леса, ощущал Салтыков- с его чисто русской сдержанно-страстной натурой и пробуждающимся поэтическим гением – прилив мощных, не находящих еще выхода, трагически скованных духовных сил, неудержимую потребность созидания … Поднималось и росло и то безмерное негодование, тот гнев неприятия и другая боль, боль, вызываемая калечащими человека общественными неправдами… Это уже не была боль эгоистического одиночества, это была негодующая боль сострадания, в недрах которой уже зрела будущая гениальная сатира». Молодой Чехов писал о Салтыкове- Щедрине: « Обличать умеет каждый газетчик …но открыто презирать умел один Салтыков. Да, любить Салтыкова-Щедрина нелегко, но верить ему необходимо. Как никто другой, Салтыков владел нелегким искусством говорить правду. Уйти, скрыться от щедринской правды не мог никто, никому не было дано спрятаться от нее за формулами официального оптимизма или официальной ненависти ни за благодушием либеральных фраз, ни за проповедью всепрощающей любви и бездеятельного смирения, этих будто бы истинно русских начал. И те читатели, которые понимали истинное содержание творчества Салтыкова-Щедрина,… такие читатели не только не боялись, но и преклонялись перед ним и любили его, любили как художника, любили как человека». Один поклонник творчества выдающегося писателя называл его «святым старцем». Великий сатирик плакал, когда читал это письмо. Будучи тяжело больным, испытывая страшные боли, старческий упадок физических сил, он продолжал работать, продолжал борьбу. Салтыков-Щедрин был много лет редактором прогрессивного журнала «Отечественные записки». Борьба писателя с царской цензурой была поистине героической и отнимала у него много сил и здоровья. Именно в эти годы сформировался эзоповский язык Щедрина. Журнал постоянно подвергался правительственным репрессиям, многие номера из-за произведений Щедрина арестовывались, во многих делались вырезки. Сказки Щедрина подвергались особенно тяжелому цензурному гонению, неоднократно запрещались. В 1884г. правительство запретило деятельность журнала «Отечественные записки». Это было страшным ударом для писателя. Но он не сдался. Тяжело больной, он в последние годы жизни работал над автобиографической книгой «Пошехонская старина», где в миниатюре, на примере родового поместья, виден был весь ужас самодержавно- крепостнической России. Особую известность приобрели его произведения: «История одного города», «Губернские очерки», «Господа Головлевы», книга «Сказок» и др. Такие сказки многие знают: «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и др. Эти произведения проникнуты неподражаемым остроумием, фантастикой, искрящимся юмором, сокрушительным, часто доходящим до сарказма. В своих произведениях Салтыков- Щедрин отразил со всей полнотой общественно-политическую борьбу в России в Х1Х в.
Салтыков-Щедрин – личность огромного величия и силы, личность гениального мыслителя и художника, истинно русского человека. Как уже говорилось в начале статьи, «любовь к родной стране питала неутихающую боль, неутихающая боль рождала живые образы», которые и сейчас заставляют нас смеяться становиться лучше, честнее, справедливее, мудрее…
Те читатели, которые заинтересовались личностью писателя, могут прочесть о нем следующие книги: К.И. Тюнькин. «Салтыков-Щедрин» -М.; Молодая гвардия, 1989-(ЖЗЛ);С.А. Макашин: « Салтыков-Щедрин. Биография.Т.1. М.,Гослитиздат,1951г.; «Салтыков-Щедрин».На рубеже 1850-1860 годов. Биография. М., «Худ. лит», 1972г.; «Салтыков-Щедрин». Середина пути.1860-1870-е годы. Биография. М., «Худ. лит»,1984; «М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников»,Тт. 1-2 ,М., «Худ. лит.», 1975.
Ирина РАССКАЗОВА