2010 год - Год учителя. Дмитрий Медведев пообещал, что государство сделает всё, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе. Но, увы, это лишь обещания. Пока что государство снижает зарплату учителям, придумав хитроумную систему оплаты труда учителя (НСОТ), главным критерием которой стало число учащихся в классе.
Получается, что сельские учителя малокомплектных школ поставлены в неравные условия с городскими учителями, где наполняемость классов гораздо выше. То есть они заранее обречены на более низкую зарплату по сравнению с учителями крупных школ.
О каком возрождении села может идти речь, если молодые учителя в небольших сельских школах, начинающие свою работу, получают не более 4–4,5 тысячи рублей? Кто при таких условиях поедет жить и работать в село? Малокомплектных школ становится всё меньше и меньше. Их судьба была решена уже давно. Ещё 16 марта 2006 года на заседании Совета законодателей тогдашний Президент РФ Путин В.В. сказал: «Малокомплектные школы съедают большое количество денег...» Чему удивляться? Команда на уничтожение была дана. Ведь к чему идет всё: к созданию элитных школ и жалкому существованию остальных.
А вот в Псковской области этим летом родители сумели- таки с боем отстоять шесть школ, уже приготовленных к «оптимизации».
В прошлом году захотела власть отобрать у педагогов- селян последние льготы. Школьные профсоюзы разослали рекомендации по всем сельским школам, где были чётко расписаны простые инструкции составления писем об отмене льгот. Учителя направили в Москву тысячи таких писем с требованием льготы оставить. Молчком, но оставили! О чем это говорит? О том, что власть все-таки вынуждена реагировать на градус общественного мнения.
В моём представлении учитель - это тонко чувствующий человек, способный к сочувствию и состраданию, любящий детей, творчески мыслящий, и уж ни в коем случае не похожий на человекоподобного робота. Мне представляется, что современный педагогический процесс развития и формирования личности через образование имеет промахи. Главный из них – перестановка акцентов: учитель теперь далеко не призвание. Скорее должность. И теперь учитель в первую очередь зарабатывает деньги, а не закладывает «первые камни» в фундамент общества.
Никогда в России, в Советском Союзе учителя не занимались «образовательными услугами», не торговали тем, что знали. Учителя занимались ПРОСВЕЩЕНИЕМ, которое ныне убрано из названия учительского Министерства.
Нынешняя система образования позволяет школьникам не учить те предметы, которые им «не нужны», говоря, что школьные педагоги не дают «нужных» знаний.
Николай Добролюбов ещё в позапрошлом веке сказал: «Оправдывают своё невежество неискусством учителей только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и всё ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти».
Воспитание не может иметь окончания, поэтому учителя не бывают современными или несовременными. Они, оставаясь в прошлом, даже своим отсутствием в непосредственной близости очень многому учат своих учеников. Поэтому профессия учителя, педагога, несмотря на отсутствие особой популярности, не исчезнет, как бы ни менялась система образования.
Так как идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня, то сегодняшние школьники – будущие родители, которые будут вырабатывать представление об учителе у следующего поколения. Получается, общество стабильно опаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать ломать сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? И это должны делать в первую очередь учителя.
Учителей талантливых, незаурядных, честных и опытных ещё немало, в том числе в нашей области. Успехов всем вам в вашем подвижничестве, с началом нового учебного года!
Геннадий РОСТОВСКИЙ