На шее «поднимающейся с колен» России стягивается удавка. И чем больше российское государство в лице своей правящей бюрократии, олигархов и обслуживающих их интересы телепропагандистов дёргается, тем сильнее эта удавка стягивается.
Парламентская ассамблея обсе приняла в июле беспрецедентно жесткую резолюцию, осуждающую Россию за «акты военной агрессии против Украины». Россию призывают прекратить поставлять в Донбасс оружие и войска, а также оказывать какую-либо помощь «незаконным вооруженным формированиям» в части Донецкой и Луганской областей Украины, которые, как и Крым, провозглашаются ее неотъемлемой частью. Кроме того, в резолюции говорится о праве Грузии и Молдавии на «свободу от силового внешнего влияния со стороны РФ» и защиту от посягательств на их суверенитет и территориальную целостность.
ЕС предлагает провести легитимный референдум по Крыму под руководством ОБСЕ. Итоги расследования катастрофы малазийского «Боинга» могут стать страшным ударом по России, от которого не защититься заказными телесюжетами. А родственники погибших англичан уже предъявляют многомиллионные иски Стрелкову. В Бельгии и Франции идут аресты российской госсобственности по иску акционеров ЮКОСа. А впереди еще возможные иски от граждан и юридических лиц Украины за потерю своей собственности в Крыму и за разрушения на Донбассе.
А еще санкции, санкции, санкции…
Чем Россия отвечает на все эти вызовы? Никому в мире не страшными декларациями, игнорированием международных норм права и нагнетанием антизападной истерии внутри российского общества. И никаких шагов по смене социально-экономического курса. И никакого развития национальной экономики, помимо блефа импортозамещения. И никакой консолидации общества, за исключением зомбоэфиров ТВ и накачивания рейтинга нацлидера.
Разумеется, международные правовые нормы, как и всякие другие, на то и существуют, чтобы их нарушать. Что и делали последние десятилетия те же Соединенные Штаты, раздувая военные конфликты по всему миру, свергая неугодные режимы, перекраивая границы и уничтожая государства. С молчаливого согласия, а то и при активном участии Европы, как было в Югославии.
Можно, конечно, военным путем, вопреки международному праву, отодвинуть границу от северной столицы, после чего быть исключенным из Лиги наций. Но при этом выиграть Великую войну. А можно призывать к защите царя и Отечества, ежегодно отправляя на фронт сотни тысяч рабочих и крестьян во имя защиты славянского мира и геополитических интересов империи. Но вместо победы привести эту империю к революции и распаду. Потому что в одном случае интересы власти и народа во внутренней и внешней политике совпадали, в другом – противоречили друг другу.
Стабильность западного мира, тех же США, не рушилась ввиду их активной внешней политики, и американцы не расплачивались за нее из своих карманов. Российская же элита бремя оплаты внешнеполитических успехов перекладывает на своих граждан, всё чаще призывая их затянуть пояса.
И таковы ли на самом деле внешнеполитические успехи России, как это провозглашается кремлевской пропагандой? Ведь за перешедший под российское крыло Крым приходится расплачиваться Донбассу, который почему-то не заслужил подобной же судьбы и который Украина не отдаст никогда. А еще двум уже небратским народам, пылающим по отношению друг другу ненавистью, грозящей перейти из поколения в поколение. И всем россиянам, в чьи карманы залезает государство, дабы залатать дыры в постсанкционном российском бюджете.
Когда-то обанкротившееся правительство Януковича, понабравшее кредитов, не сумело удержать власть под напором разбушевавшейся стихии майдана. Результат: к власти пришло праволиберальное правительство; жизнь большинства украинцев стала хуже, чем до майдана; в стране идет гражданская война, осложненная вмешательством извне. Войной, в свою очередь, оправдываются все сложности внутри страны.
В Греции население не согласилось платить по счетам предыдущего правого правительства и послало европейских кредиторов куда подальше. Это не решило внутренних проблем, но люди через референдум показали, что они готовы отбросить навязываемые им правила, если те противоречат их интересам.
Рано или поздно россиянам предстоит решить, готовы ли они из патриотических соображений платить по счетам российских чиновников и олигархов.