На статью «Рыболовство в астраханской области убыточно»
В 2016 году область стала убыточной по рыболовству?! А так ли виноваты в этом рыбодобытчики, которых обвиняет в этом наш уважаемый губернатор? Если он внук и сын рыбака, то поинтересовался бы у них, почему так снизились уловы. Думаю, они доходчиво объяснили бы ему, что в советское время большое внимание уделялось сохранению общего состояния дельты реки Волги.
В Восточной части дельты было создано три мелиоративных хозяйства и несколько рыбоводно-нерестовых хозяйств. В архиве «Управления вододелителя и нерестилищ» (далее УВиН) имеется документация по каждому рукаву, каждой протоке Восточной части дельты, в которой указаны, какие должны быть глубины всех сообщающихся рек и других каналов, по которым рыба с Северного Каспия идёт на нерест в верховья Волги (теперь только до Волгоградской ГЭС).
Нерестово-выростные хозяйства были снабжены насосно-перекачивающими станциями, назначением которых было поддерживать уровень воды на нерестовых полях в жаркое летнее время, создавая благоприятные условия для выживания молоди всех видов рыб, появившихся в результате нереста, и полноценного роста, обеспечивающего полноценное самостоятельное развитие после выпуска в основное русло реки Волги.
Помню, будучи ещё главным конструктором проекта в «ЦПКТБ «Каспрыба» при испытании головного судна «Икорный плавзавод 16870» пришлось несколько дней «загорать» без осетровой продукции, так как все невода рыбодобытчиков были буквально забиты частиковыми породами рыб.
Икорные плавзаводы, строящиеся на судоверфи С.М. Кирова (не только головной, но и семи единиц последующей серии) работали с полной нагрузкой, не только выполняли план по производству икорной продукции, но и снабжали икорно-балычный комбинат излишками икры-сырца.
Проектируя судно для перевозки молоди рыб осетровых пород от рыборазводных осетровых заводов и транспортировки и выпуска молоди в районы их нагула на Северном Каспии, в Управлении «Севкаспрыбвод» несколько раз обсуждалась минимальная осадка судна, обеспечивающая подходы к осетровым заводам для нормального приёма в трюмы выращенной ими молоди. Однозначно была принята осадка 1,6 метра.
Построенный у нас единственный в мире вододелитель был предназначен для поддержания в Восточной части дельты необходимого уровня воды, в посленерестовый период обеспечивающего вырост молоди до необходимых размеров.
За многолетнюю работу зафиксировано всего лишь трёх- и четырёхлетняя его полноценная работа, когда необходимым перекрытием русла Волги и проложенной 75-километровой дамбы от вододелителя и вниз по западной части мелиоративных хозяйств поддерживался уровень воды, необходимый для полноценного развития молоди необходимое время.
Было установлено, что в этот период количеств молоди, полноценной для дальнейшего своего развития, возрос в 2 раза.
Вот тогда, уважаемый Александр Александрович, была рыба, выполнялись планы рыболовецкими колхозами. Что же мы имеем в настоящее время?
В 2003 году я перешёл на работу в «Управление вододелителя и нерестилищ».
Техника и финансирование позволяли мелиоративным хозяйствам (сейчас они перешли в разряд филиалов) ежедневно обеспечивать зачистку рыбных каналов по выемке грунта не менее 25 тысяч кубометров грунта в каждом хозяйстве. В настоящее время (вернее, когда ликвидировали Министерство рыбного хозяйства СССР) после развала СССР и системы планового ведения хозяйства рыбная отрасль лишились заводов, выпускающих необходимую мелиоративную технику, а планы на текущий год стали составляться не по необходимому количеству выемки грунта, нанесённого весенним половодьем, и выкосом растительности заиленных каналов, а исходя из выделенных средств. Так вот, в 2012-2013 годах выделенных средств хватало всего лишь на 19 тысяч кубокилометров по всем трём мелиоративным хозяйствам.
Для поддержания уровня воды в летнее время было 17 насосно-перекачечных станций. Когда я завершал свою трудовую деятельность в 2013 году, на плаву оставалась всего одна такая станция, да и то лишь с одним рабочим дизелем (ЗДС) - насосом, который требовал ремонта.
Дноуглубление совершенно не производилось и на самой Волге. Ни к одному из рыбоводно-осетровых заводов построенное судно для перевозки молоди осетровых рыб не могло подойти. Для перевозки выращенной молоди стали предлагать мелкосидящие, осадкой 0,45 метра, полиативные суда. Естественно использовать их для доставки в Северный Каспий выращенной молоди, по нашему мнению, не представлялось возможным. К сожалению, чем это всё закончилось, не могу знать.
И, наконец, почему же сооружение вододелителя, показавшее себя в годы полноценной работы сверхэффективным, не используется на полную мощность?
Если в советское время вопросами накопления и порядком сброса занималась специальная комиссия по паводковым водам, то в настоящее время это в руках акционерных обществ. Здесь уж, извините, действует рыночная экономика.
Неужели Александру Александровичу не докладывали о зимних сбросах, уровень которых превышал даже весенние паводки?
Для них это дополнительные киловатты и дополнительная прибыль, а для рыбодобытчиков - сплошные убытки.
Мало того, что нарушается многовековой порядок прохождения нереста, кроме этого вымываются рыбозимовальные ямы, а рыба, покинувшая их, оказывается после прекращения усиленной подачи воды в условиях, не способствующих нормальному провождению зимнего периода, часть её гибнет или попадает в браконьерские снасти.
После такого усиленного сброса на весеннее половодье не останется воды на нормальный нерест.
Вододелитель в этих условиях мог бы обеспечить уровень воды и необходимое время его поддержания в Восточной части дельты. Но! Не надо забывать, что тогда уникальная и единственная в мире экосистема западных ильменей окончательно бы пересохла.
Не буду углубляться в воспоминания о том, что ранее в весенние паводки чистая весенняя вода доходила до самых дальних ильменей, что эти естественные нерестилища давали несравненно высокий приплод…
Какие там сейчас творятся по сути преступные действия, наш губернатор знает не хуже нас, но ни он, ни наша Дума не хотят наводить порядок.
Сотни тысяч гектаров озерных поверхностей подарила нам природа в качестве естественных нерестилищ, но всё это остается бесхозным, ненужным нашему государству.
Под руководством бывшего начальника «УВиН» Владимира Ивановича Ларионова были разработаны предложения по созданию в западной части дельты двух мелиоративных хозяйств (и одного хозяйств в Ахтубинской пойме), которые на государственном уровне обеспечивали бы экологическое состояние и сохранение естественных озёр, а также их эксплуатацию на высоком технологическом уровне.
Благодаря его богатейшему опыту и знаниям были разработаны конкретные расчётные данные, в том числе необходимый обслуживающий персонал - как управляющий, так и технический, состав необходимого технического оборудования, машин и механизмов, а также стоимостный состав всего предлагаемого.
Предложения были переданы в институт «КаспНИИРХ», прошло почти более 7 лет, но решений никаких…
Очень понравились мне слова нашего губернатора: - «… я знаю, как можно работать… Ситуация благоприятная для тех, кто способен думать и принимать ответственные решения…»
Думаю, что будет неблагоприятная ситуация, если Александр Александрович сочтёт необходимым побеседовать с В.Н. Ларионовым, руководителями мелиоративных хозяйств о том, как возродить рыбопродуктивность дельты реки Волги, тогда, может быть, не придётся невинным «уйти из отрасли»?