Проект регионального Социального кодекса вызвал бурную реакцию у астраханских льготников. Морозным утром 24 ноября около здания областной Думы состоялась акция протеста, в которой приняли участие не только жители областного центра, но и сельчане. Новость о том, что законопроект отклонен и отправлен на доработку, они встретили одобрительным гулом и овациями. Только их радость была преждевременной.
Уже на следующий день, то есть 25 ноября, губернатор Александр Жилкин внес на рассмотрение областной Думы новый вариант проекта Социального кодекса. Если судить по количеству новых положений в тексте документа и довольно объемной таблице в пояснительной записке, то можно сделать вывод, что он готовился заранее, а не полдня. Иными словами, разработчики, предвидя, что первый вариант антисоциального Кодекса может быть не принят, подготовили второй его вариант. Он, по их мнению, на первый взгляд будет более приемлемым для граждан. В крайнем случае, можно пойти на некоторые «уступки». Например, можно не применять к четырем резонансным категориям льготников критерий нуждаемости и этим на некоторое время успокоить граждан. Но это только на первый взгляд. А вот только проведенный небольшой анализ положений проекта говорит совсем об ином.
Первый вариант законопроекта получил отрицательное заключение правового управления областной Думы и Прокуратуры Астраханской области, так как его положения противоречили федеральному законодательству. В результате чего, как было указано выше, он был отклонен и отправлен на доработку. Разработчики Социального кодекса вынуждены были согласиться с этим. Согласились они и с доводами областных депутатов, представителей профильных комитетов и профсоюзов. Так, в новой редакции законопроекта с учетом замечаний четыре категории льготников — ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные граждане и пострадавшие от репрессий, а также сельские педагоги не подпадают под критерий нуждаемости при получении ими мер социальной поддержки. «Эти люди находятся в юрисдикции федерального законодательства, и льготы им будут выплачиваться как прежде без соотношения с критерием нуждаемости», — сказала на пресс-конференции полпред губернатора в областной Думе Виктория Гурьянова. Действующее законодательство гарантирует им 50-процентную ежемесячную денежную компенсацию за жилье и коммунальные услуги.
Однако в новой редакции законопроекта этим категориям граждан предусматривается установление фиксированной ежемесячной компенсации расходов на оплату за жилье и коммунальные услуги предполагается, что труженики тыла будут получать 478 рублей, реабилитированные и пострадавшие от репрессий — 560, сельские педагоги — 1055, ветераны труда — 718. Лиц, имеющих длительный трудовой стаж, приравняли к ветеранам труда. Однако им предполагается выплачивать ежемесячно 1055 рублей, но применяя при этом к ним критерий нуждаемости. Категория вроде одна, а выплаты предполагается установить разные. Из этого можно сделать вывод, что, возможно, появится какое-то постановление или какой-то областной закон, в котором будет предусмотрено, что сэкономленные денежные средства будут возвращаться в областной бюджет. А там своя рука владыка, как захочу, так их и потрачу. К этому следует добавить, что ежегодное индексирование на коэффициент инфляции законопроектом не предусмотрено. Что для этих категорий граждан тариф на коммунальные услуги и цены на содержание и ремонт жилья увеличиваться не будут? Какой бред! Не буду сейчас останавливаться на том, какие федеральные законы нарушены в отношении четырех категорий граждан. Об этом немного позже.
Как объясняют свои действия по изменению политики оказания социальной поддержки отдельных категорий граждан разработчики нового варианта Социального кодекса? Так, например, установление фиксированных размеров социальных выплат предлагается ввести в целях простого и понятного механизма получения государственной поддержки, который позволит повысить качество оказываемых мер социальной поддержки, исключить сложные расчеты, перерасчеты, ошибки, необходимость обновления данных по несколько раз в год. Вроде все логично. Но тогда это будет уже не адресная поддержка граждан, на чем так настаивают сами разработчики, так как цены на содержание и ремонт жилья и тарифы на коммунальные услуги, даже в пределах городов и поселений области, разные. Опять среднее по больнице? Кто-то будет получать больше, а кто-то меньше по сравнению с действующими законами. Тогда зачем их изменять, если они уже много лет успешно действуют в стране?
На что еще ссылаются разработчики проекта? Они, в первую очередь, делают ссылку на бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13.06.2013 года. Но это еще не федеральные законы или постановления Правительства РФ, которые необходимо выполнять. Это только основные направления работы Правительства РФ и его министерств. На основании послания разрабатываются мероприятия по решению основных стратегических задач. Об этом, кстати, указано в пояснительной записке к законопроекту. Там, в частности, говорится и о повышении адресности социальной поддержки населения, и о достижении максимального эффекта, который должен основываться на критериях нуждаемости граждан, этот программный тезис нашел отражение в Законе от 29.12.2015 № 388-ФЗ. Вот только разработчики забыли указать, что главные положения этого закона вступают в силу только с 1 января 2018 года.
И еще одно замечание. Говоря о праве субъекта РФ устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами критерий нуждаемости, разработчики забыли указать, что в таком случае, регионы, за счет средств собственного бюджета, вправе устанавливать меры социальной поддержки, только, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодатель-ством (смотри статьи 26.3 и 26.3.1 Закона № 184-ФЗ). Это главное, что должны знать наши льготники. И не ущемляйте, господа чиновники, интересы тех категорий граждан, которым социальная под-держка гарантирована федеральным законодательством. Статья 153 Закона о монетизации, в редакции Закона от 03.07.2016 г. № 227-ФЗ, будет действовать и дальше, защищая тех лиц, у которых право на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, возникло до 1 января 2005 года.
Видите, сколько нарушений пока обнаружено в законопроекте. И это только в отношении четырех категорий граждан. Что, об этом не знала областная Прокуратура, когда 29 ноября давала положительное заключение на новый вариант Социального кодекса?
Законопроект нарушает не только положения приведенных выше федеральных законов, но и целый ряд статей Конституции РФ, в том числе часть 2 статьи 55, часть1 статьи 71, статью 76.
Уважаемые депутаты областной Думы! Прежде чем принимать такой законопроект, подумайте, чем это может обернуться. На одной чаше весов — Конституция, федеральные законы и законные интересы ваших избирателей, на другой — областной бюджет. Что в этот раз победит — Конституция РФ и федеральные законы или чиновничьи амбиции?