Пароходная жизнь очень даже напоминает жизнь планетарную. Как Земля, вращаясь вокруг Солнца, встречает рассвет, переживает будни трудового дня, на закате встречает торжественный вечер с влюблён-ными и, затаив дыхание, вглядывается и прислушивается к таинству загадочной ночи, так и судовые вахты складываются из четырёх часов, потом повторяются, а после они складываются и составляют недели и месяцы навигационного времени.
Самой приоритетной считалась и считается вторая вахта. Начало вахты в 4:00, окончание в 8:00. Это самое прекрасное время из всего суточного диапазона. Вечером можно спокойно погулять и, надышавшись упоительным воздухом, провалиться в глубокий молодецкий сон. Этот сон может прервать только моторист предыдущей вахты, приглашающий тебя на работу в чрево теплохода.
Спустившись в машинное отделение, каждый вахтенный принимает свой участок обслуживания. В ту пору старшим по МКО был молодой мужчина, бывший курсант Астраханского Речного училища, потомственный речник Абарёнов Александр Михайлович (его родной дядя более двух десятков лет отходил по просторам великой реки на мощном буксировщике - нефтевозе «Москва»). Грамотный специалист, в совершенстве знавший двигатели главной электростанции, умело использовавший правила технической эксплуатации двигателей внутреннего сгорания и систем их обслуживающих.
Вместе с ним нёс вахту моторист Юрий Тимонин. Человек, прошедший нелегкую, но так необходимую в жизни каждого молодого парня, школу Советской Армии. Чистоте, в которой содержалось его заведование, а это вспомогательные двигатели 4НВД24, электрогенераторы, воздухохранители и вообще всё помещение от подволока главной палубы до днища корпуса судна, могли бы позавидовать многие женщины, работавшие на теплоходе.
Третьим членом вахты был кочегар Ваня Лубенец. За небольшое время, проведённое на теплоходе, а он к началу навигации прибыл с группой молодых людей, ранее проживающих на Кубани, быстро освоил профессию кочегара парового котла и исполнял свои обязанности добросовестно и деловито, как все жители Кубанщины. Одной замечательной и запоминающейся чертой Ивана было то, что он мог разлить содержимое бутылки ёмкостью 0,5 литра с одного захода в любое количество стаканов (хоть - 2, хоть - 7, хоть какое другое количество) поровну. Не каждому человеку бог дал такой талант, а Ваня обладал им в совершенстве.
При всех положительных качествах членов машинной команды второй вахты они имели и некоторые отрицательные. Одной из них была дружба с Бахусом. Но проделки этого древнеримского бога, покровителя любителей виноизлияния, будут изложены в последующих зарисовках.
А пока… Пролетели три часа вахты, закончены работы по заданию старшего механика, по обязательному обслуживанию главных двигателей, систем и агрегатов их обслуживающих и начинается комплекс мероприятий по сдаче вахты следующей третьей вахты, возглавляемой старшим механиком В.И. Подосинниковым. И так вахта за вахтой, сутки за сутками, месяц за месяцем.
Скручивают волжскую воду винты лайнера в упругую струю и с белёсой пеною отбрасывают от кормы. Высоко висит на небе солнышко и ластится в волнах Волгоградского водохранилища. Бегут и бегут берега с обоих бортов двигающегося вперёд судна. Остался далеко за кормой районный центр Дубовка. Полвека назад это поселение являлось центром пересечения ямщицких трактов с севера на юг, с востока на запад. Только с момента постройки первой железной дороги от Царицына до Екатеринославля вдоль русла реки Царица, в начале XX века, Дубовка сильно ослабила своё влияние на транспортно-грузовые потоки центра Российской империи.
Проследовал теплоход мимо сел: Песковатка, Горная пролейка, Горный Балыклей, Быковы Хутора (знаменитые своими арбузами). Прошли город Камышин (знаменитый своим ткацким производством и девчонками-ткачихами). А вода журчит за стальной обшивкой корпуса с какой-то приятной нежной музыкой, и весь стальной корпус содрогается мелкой нервной дрожью, вызываемой работой двигателей внутреннего сгорания. Движется вперед теплоход, прогуливаются по свежевыкрашенным палубам люди, любуясь несказанной красотой ансамбля голубого неба, серо-белого окраса волжской воды и белесого от известковой основы состава берегов, украшенных «заплатами» изумрудного цвета озимых зерновых. Километр за километром продвигается судно вверх. На траверзе правого борта открывается знаменитое место, воспетое в народной песне «Есть на Волге утёс, диким мохом оброс он с вершины до самого края». Смотришь на убелённое историей место и явно представляешь сидящего на барабане, с подпёртой правой дланью головой и устремлённым в даль реки взглядом Степана Тимофеевича Разина. Готового всей своей жизнью облегчить жизнь простого народа.
Пройдёт судно ещё десяток километров и встретится с новым, знаменитым на всю Россию местом. На яристом берегу возвышается стела. На пьедестале, изваянным в виде хвоста кометы, устремляется ввысь реактивный истребитель МИГ-15. В пяти километрах от этого сооружения, в деревне Белогорское (до 1924 года оно называлось Лапоть) Красноармейского района Саратовской области 19 мая 1920 года родился дважды Герой Советского Союза Николай Михайлович Скоморохов. Астраханцы могут гордиться этим человеком. Ведь первые шаги в производственной жизни он получил на заводе III Интернационала в качестве токаря и в коллективе молодых парней в Астраханском аэроклубе. В декабре 1940 года добровольно вступил в Красную Армию. В 1942 году, после окончания Батайской военной авиационной школы, был направлен в действующую Армию на Кавказ. Принимал участие в освобождении Кавказа, Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Чехословакии и Австрии. В 143 воздушных боях лично сбил 46 фашистских самолетов. Невероятно, но Николай Михайлович ни разу не был ранен, его самолет не был сбит и не горел.
С 1981 года Н.М. Скоморохов - маршал авиации Советского Союза.
А волны бегут и бегут за кормой и след их вдали пропадает. На горизонте показались и наплывают навстречу не менее интересные места Саратовской области…