«Председатель правительства Дмитрий Медведев про «модернизацию» начал говорить шесть лет назад, но действий-то нет. Напротив, мы только и слышим, что рано или поздно всё должно вернуться на свои места, что нужно терпеть и дожидаться воли ЕС по отмене санкций, воли арабского мира по ценам на нефть, воли валютных игроков по курсу рубля. КПРФ категорически против того, чтобы уповать на чью-то благосклонность и мировые экономические циклы. Это всё второстепенная чепуха…»
Пресс-служба ЦК КПРФ, «Правда», №3, 16-19.01.2015.
О том, что вовсе не второстепенное, а главное, написал проф. В. Байнёв в 2012 г . в «Правде»: создание искусственного дефицита рублевой массы, восполнение этого дефицита ничем не обеспеченным долларом, жизнь в кредит и с принудительно заниженной потенциальной способностью рубля. Но в этом главном есть и наиглавнейшее слово: принудительно, т.е. насильственно. Что напоминает нам: мы живём ещё в «предыстории человечества», когда тот или иной экономический порядок устанавливается насильственным, военным путём.
В условиях ядерного равнодействия между социализмом и капитализмом некоторое время имело место «мирное сосуществование двух систем». В этот период проявился взаимный идейный оппортунизм, когда казалось, что взаимное заимствование «лучшего» приведёт к процветанию обеих систем и на основе этого процветания произойдет сближение этих систем, их «схождение» (конвергенция) в некую «третью» систему. При этом каждая из систем полагала, что «схождение» произойдет всё же на её идейном и материальном базисе. При этом также полагалось, что «новое» (социалистическое), привитое к «старому»(капиталистическому), ослабит капиталистическое, и наоборот, «старое» (всё практически успешное в малом и среднем частном предпринимательстве) усилит «новое» (успешное в плановости, но не обеспеченное пока кибернетически). Оказалось, однако, «предыстория человечества» таила в себе консервативную закономерность инерции: «новое» только усилило «старое», в то время как «старое» ослабило «новое» в борьбе двух систем. «Предыстория человечества» с её консерватизмом могут спать спокойно?
Говоря на русском интеллигентном, отнюдь. В ядерном противостоянии разумная в историческом (марксистском) смысле советская сторона устранена. Консервативно незыблемое ( «овсянка, с эр») о бращается в кривляние, тем более, что за «большевистской Россией» выступает коммунистический Китай.
Но главное дело в том, что именно «новое» укрепило «старое», консервативное. Собственных сил для усиления своего сомнительного благополучия и консерватизма не нашлось. Усложнившийся, но всё же диалектический шаг к прогрессу в самом нутре капиталистической предыстории коммунизма!
И мечтание об «экономическом эквиваленте войны» тому свидетельство. Наконец-то Штаты обеспокоились, что новая мировая затронет и их территорию. Как говорится, спасибо и на этом. Но на что они рассчитывают, скажем, в России, если американские козыри давно выложены российскими либералами: разоблачительно-фундаментальная статья В. Байнёва в «Правде» 2012г. так и называется: «Финансовый фашизм». Или у нас нет и других собственных Платонов и Невтонов от экономики?
При всех левокритичных оговорках к прохановской «Завтра» вот что пишет Валентин Катасонов (№3, статья «Кривой вектор»).
На «Гайдаровском форуме» в январе нового 2015-го Дмитрий Медведев выдвинул три тезиса.
Первый: Россия по-прежнему будет открытой всему миру. Следовательно, никаких таможенных барьеров и ограничений на трансграничное движение капитала не предполагается. Отсюда – только одни разговоры об «импортозамещении» и снижении для перемещения через границу капитала – гарантия того, что нашему рублю гарантированы новые обвалы.
Второй: мы не собираемся создавать мобилизационную экономику, т.е. мы сохраним либеральную экономику. А если завтра война, а не её экономический эквивалент?
Третий: мы не отказываемся от своих обязательств (международных) даже в случае продолжения «санкций», не одобренных Советом Безопасности ООН.
Дословно: «Представьте себе картину: 22 июня 1941 года Германия нападает на Советский Союз. А после этого нападения т. Сталин обращается к народу со словами, что СССР, мол, не откажется от выполнения своих международных обязательств перед Германией и будет по-прежнему поставлять столь необходимое Третьему рейху стратегическое сырьё, согласно торговому соглашению от 19 августа 1939 года. Мол, война войной, а обязательства все равно надо выполнять. Театр абсурда? – Несомненно. А чем это принципиально отличается от заявления нашего премьер-министра?
Самим-то либералам не страшно от такого своего либерализма?
Попробую вкратце пересказать наблюдение В. Катасонова по заседаниям первого дня «Гайдаровского форума». То, что все министры Медведева – либералы, подтвердили их выступления. Но каждый из них остаётся либералом только в своей отрасли. А вот единодушным их «кабинет министров» не получается, что ещё более усугубляет результаты их деятельности. Лишь один пример. Министр экономики А. Улюкаев, который по своей должности отвечает за темы экономического роста, признал на форуме катастрофическое положение реального сектора. Теперь он выступает уже за то, чтобы деньги были «дешёвыми» и критикует повышение базовой ставки Центральным банком. Также он выступает за то, чтобы облегчить бремя налогов для предприятий...
А вот министр финансов А. Силуанов, отвечающий за бюджет, напротив, призывает к сокращению государственных расходов и повышению налогов на предприятия. На форуме не было председателя ЦБ Набиуллиной, дамы, которая отвечает за инфляцию. Она бы призвала к «жёсткой монетарной политике», что в переводе на русский язык означает повышение процентных ставок за кредит (что исключает «дешевые» деньги для предприятий.
Или вот ещё такая неувязка. «На форуме министр Силуанов заявил, что, мол, из-за падения цен на нефть бюджет придётся ужимать. Как минимум процентов на 10. Да, но ведь с того момента, когда был свёрстан бюджет, валютный курс рубля упал на 1/3. Бюджет должен наполняться без труда при новом, пониженном курсе рубля. По-хорошему надо было бы вообще пересмотреть бюджет в сторону увеличения, с учётом упавшей покупательной способности рубля. Всё-таки в распоряжении Минфина есть Резервный фонд для таких целей. А бюджет даже в номинальном выражении урезается. Но и этого Силуанову мало. Он призвал повысить налоги на предприятия для поддержания бюджета». (Опять же от себя скажу, что если и удается нечто социальное в нашей нынешней России, то именно тогда, когда наши правительствующие либеральные «лебедь, рак и щука» тянут в разные стороны с особым рвением. Именно в этой либеральной неразберихе и удается сохранить кое-что из социального).
Так что, если встать на место противника, то целью западного «экономического эквивалента войны» можно считать синхронизацию пока что разрозненного ведомственного либерализма правительства Медведева. Выводы самого В. Катасонова, может быть, даже слишком неутешительны: «Между федеральным посланием президента России и заседанием «Гайдаровского форума» - дистанция всего в 40 дней. Но, что важнее, между этими двумя событиями - громадная дистанция настроений, духа, воли. Тогда царили настроение надежды, национального духа, мобилизационной воли. Теперь – настроение уныния, компрадорского духа, расслабляющего либерализма. Напомню лозунг форума: «Россия и мир: новый вектор».
4 декабря был один вектор, 14 января вектор развернулся в другую сторону. Ну, тогда это не вектор, а флюгер.