В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения пламенного революционера, выдающегося советского государственного деятеля и дипломата Александры Коллонтай. Предлагаем вниманию читателей её статью об империалистической войне, написанную в 1916 году в Берне (Швейцария). Публикуется в сокращении.
«ГЕРОЙ»
Война еще не кончилась, а сколько уже в мире калек развелось: безруких, безногих, слепых, глухих, изувеченных... Пошли на кровавую мировую бойню молодыми, сильными, крепкими. Вся жизнь была впереди. Но уже через нисколько месяцев, недель, быть может даже дней - везут обратно в лазареты полуживыми, калеками...
Зато «герой», - говорят те, кто затеял европейскую войну, кто повел народ на народ, рабочего одной страны на брата рабочего другой. Зато крест заслужили! С наградой ходить будут! Почетом пользоваться!
Но в жизни—все по-иному. Вернется «герой» на свою родину, в свое село родное, или в свой город, и глазам своим не верит: вместо «почета» и радости ждут его новые горести; страдания, разочарования. В деревине — разорение, голод. Угнали мужиков на войну, отобрали скотину... Подати плати, а работать некому. Бабы с ног сбились. Похудали. Изморились. Слезами изошли. Бродят по селу кальки-герои. У кого крест, у кого два креста. А почёт весь в том, что своя же семья попрекает; дармоедом стал, чужой хлеб ешь. А хлеб-то считанный|
Не лучше «герою», если вместо села он в родной город вернется. Встретят, пожалуй, и с «почетом»; поплачет мать от горя, и от радости: всё-таки «соколик» ея жив остался, повидали его очи старые, материнские. Улыбнется жена... День, другой ухаживать будут. А там...
Где у рабочего люда время, досуг на то, чтобы с калекой нянчиться? У каждого свои дела, своя работа. Да и времена—тугие. Жизнь, что ни день—дорожает. Война!... Ребятишки хворают, с войной неразлучны эпидемия, зараза. Жена разрывается, бьется. За себя и за кормильца работать должна. A пенсия «герою»?
Велика ли она? Разве на один сапог для уцелевшей ноги хватит!..
Офицеры, увечные генералы, те, конечно, по чину получать будут, а солдат рядовой, бывший рабочий, крестьянин, мастеровой, кто о нём позаботится? Кто за судьбу его заступится? Ведь власть в государстве еще не в руках рабочих и мелких крестьян, а в руках помещиков, фабрикантов, господ и хозяев. Казною государственной правят не «герои-солдаты», которые сотнями тысяч, миллионами умирают на войне, а все те же господа: помещики, фабриканты.
Первое время, пока не остыла еще память, пока не смолкли пушки на фронте — о «героях»-солдатах будут помнить. Им придут на помощь грошовыми подачками и разные общества, и попечительства, и «красный крест»... Но пройдет год, другой. Настанут «мирные» времена. Заживут народы прежней деловой, хлопотливой жизнью. Что станется тогда с «героями»?
Увечные полковники и генералы будут кататься в своих автомобилях; они-то еще за войну о себе позаботились, награбили деньжат, карманы себе солдатскими пайками понабивали... А герои-солдаты, увечные с крестами? Какова их будет судьба?
Неужто на паперть идти, с нищими побираться?..
Несладка будет судьба героя-спасителя отечества, нерадостна, бесправна, будь он хоть десятью крестами увешан... Не заболит об увечных сердце господ помещиков, фабрикантов, хозяев... Им что? Не свой брат страдает, по свету мыкается, судьбу свою проклинает... Не «барин»! Мужик! А «мужик», рабочий, крестьянин, ремесленник - на то и на свет родился, чтобы «господам» служить, кровь за них проливать и в награду - с голоду под забором подыхать...
Пока сам народ за «героев» не вступится, пока народ власть в руки не возьмёт, пока народ сам не станет казною распоряжаться, до тех пор калекам-героям не добиться улучшения своей жизни.
ЗА ЧТО ДРАЛИСЬ?
А спросите любого солдата, русского ли, немца ли: за что дрались? За что проливали кровь братьев своих, рабочих и крестьян соседей стран? За что калечили людей? Не скажут. Не скажут, не ответят потому, что и сами толком не знают.
Не то за сербов вступились, не то немцы на Россию напали. О земле поговаривали. Вначале думалось русским крестьянам-солдатам: «Идём землю у немцев отбирать».
Но скоро поняли: не в земле тут дело!.. А в чём? Мало кто понимает, мало кто осмысливает это. Не одни русские дерутся «в слепую», сами не зная хорошенько за что режут, колют, калечат людей? Также точно не знают истинную причину войны немецкие, английские, французские солдаты. Спросите любого: каждый другую причину войны приведёт.
Немецкому народу сказали: «Россия напала на нас. Русские казаки идут на Берлин. Надо защищать наше отечество. А заодно идём освобождать Россию от чиновничьего засилья, от произвола и беззакония царских слуг. Идем умирать за «свободу» русского народа! Сам народ русский слаб, ему не справиться с своими «внутренними врагами», с продажными министрами, алчными притеснителями помещиками. Давайте, поможем ему! Откроем путь для русского народа к воле народной, к правам и свободе».
КТО ВИНОВНИК ВОЙНЫ?
Некоторые говорят: про причины войны мы, может быть, не знаем, а вот кто виновник - ясно! И виновника наказать следует.
Но кто же виновник?
Спросите русского, он скажет: Германия! Это она первая объявила войну, она, значит, зачинщица. Спросите немца, он скажет: это неправда! ложь! мы, немцы, войны не хотели, мы тянули переговоры. Но русское правительство первое объявило мобилизацию. Значит - зачинщица Россия!.. Неправда, кричат «союзники» России, русское правительство объявило мобилизацию в ответ на ультиматум, на требование, посланное Сербии австрийским правительством. Зачинщица - Австрия.
А Австрия кивает на Россию и на Англию, стоящую за спиной России. Но возьмите почитайте все эти оранжевые, белые, красные, синие, серые, желтые правительственные книги о войне, где собраны письма, телеграммы правительственные, «ноты» (требования), припомните, как в течение последних десятилетий великие державы всячески соревновались друг с другом в грабеже Китая, Персии, Турции, земель Африки и пр., и вам станет ясно одно: за многие месяцы, за годы до войны хитрили друг с другом правительства всех стран, вели дипломатические переговоры, а втихомолку готовились к войне. Прикидывались «закадычными» друзьями, а сами старались об одном: половчее одурачить другую державу: англичане немцев, немцы - русских, русские – австрийцев... И вместе с тем каждое правительство обманывало свой собственный народ.
Годами готовились к войне, миллиарды народных денег на эту подготовку истратили. Куда шли народные деньги во всех капиталистических странах. На школы? На больницы? На страхование рабочих? На дешевые жилища для неимущего люда? На улучшение полей, дорог? На все разнообразные нужды народа? Ничуть не бывало!
Деньги народные шли на военные расходы, на подготовку к кровавой развязке...
Пустела казна—налоги, подати росли для военных нужд — ничем не брезгали. Готовились к кровавой схватке одинаково и германское, и русское, и английское, и балтийское правительства. А теперь прикидываются сиротами!
Народ, сознательный рабочий народ, прекрасно знал до войны, куда шли народный деньги, знал, что подати и налоги собираются, дабы было на что царям и кайзерам, английским и французским капиталистам строить военный флот и пулеметы... Знал народ, что у нас в России к тому же половина денежек в кармане «строителей» прилипает...
Почему же теперь, вдруг, забыть, кто готовил войну? Почему думать, что во всём виноваты немецкие рабочие, крестьяне, а не свое собственное, негодное, корыстное правительство? Нет, если уж искать виноватого, так надо прямо и честно сказать: в современной войне виноваты одинаково правительства всех воюющих держав. Виновники войны—капиталисты, банкиры, помещики, с их покровителями и друзьями: королями, кайзерами, министрами и дипломатами.
Все они—одна нераздельная разбойничья шайка. Не о народе пекутся они, а о своих интересах. Не народу нужна война, а их карману. Это они накликали своей «иностранной политикой» кровавое бедствие. А народ—иди, умирай!.. «Спасай родину», которую они сами предали, накликав беду. Умирай, «во славу отечества», забудь о всей несправедливости, обиды, унижения... Забудь, что еще накануне войны ты понимал, что не к добру ведёт политика правительства. Не смей вспоминать, что еще вчера ты возмущался, когда офицер «давал по морде» рядовому, что проклинал бесправие народное в своей стране... Теперь война, теперь страна должна быть «едина»!.. Долой память об унижениях и притеснениях, о наглости и алчности хозяина! На то— война!.. Вчера еще ты усмехнулся бы, если б тебе сказали, что фабрикант-эксплуататор—твой «брат», а немецкий рабочий, такой же обездоленный, как и ты—твой «злейший враг». Вчера еще ты послал бы к чёрту «советчика», вздумавшего советовать тебе отдать жизнь твою за интересы помещика, заводчика, толстосума-хозяина. А сегодня—война, и ты колешь, режешь, калечишь, убиваешь «врага», такого же обойдённого судьбой рабочего, крестьянина, как и ты сам... Ты отдаешь свою собственную жизнь и губишь жизнь товарища другой страны за благо вашего общего врага—миллионера. Такова воля истинных виновников мировой бойни, воля капиталистических, классовых правительств, прислужников и друзей капитала!
ОТЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ!
Но как же быть? Нельзя же не воевать, когда на родину напали, когда отечество в опасности?
Пусть спросят себя те, кто собрался умирать «за отечество», спросят честно, по совести: какое такое отечество есть у рабочего, у всего неимущего люда? Есть ли оно? Кабы было, разве тянулись бы ежегодно из всех стран в чужие края «эмигранты», неимущие, безработные, покидая родное гнездо, веря, надеясь: авось, «чужая сторонушка» будет более ласковой мачехой, чем «родина-мать? Разве были бы и у нас в России сотни тысяч голодных, разорённых, нищих «переселенцев»?
Отечество есть у генерала, у помещика, у купца, у фабриканта, у всех тех, кто носит в кармане туго набитый кошелёк. Им, богачам, толстосумам, «отечество» даёт права и привилегии, о них заботится государственная власть.
Но что даёт «родина» рабочему русскому ли, немцу ли, французу? Борьбу за хлеб насущный, борьбу с нищетой и бесправием, притеснения хозяина, помещика, домовладельца, обиды, горе, болезнь, унижения... Нередко: тюрьму! В России—каторгу, ссылку... Вот чем дарит современное отечество своих сыновей, тех, что руками своими создают его богатство, тех, кто жизнью своею покупает военную славу...
Родина для неимущего люда не мать, а мачеха...
И все-таки, скажут многие, пусть родина и не балует нас, её верных сыновей, трудовым потом своим орошающих землю её, мы любим землю нашу! Мы защищаем народ свой от нашествия врагов-чужестранцев, мы спасаем веру отцов наших от врагов-иноверцев.
Но разве современная война, война всех крупных европейских держав, ведётся между народностями разного племени? Присмотритесь поближе. Кто воюет друг с другом: православные ли с католиками, католики ли с лютеранами? Христиане ли с магометанами? Нет! В этой войне все перемешалось. Православный русский стреляет в православного болгарина и австрийца, католик француз убивает католика немца. Магометанин помогает христианину метить в магометанина, еврей убивает еврея, а поляк—поляка...
Война ведется не между людьми разной веры, не между народностями с разными обычаями, языком и правами, а между государствами, между крупными капиталистическими державами…
Война ведется не за свободу народов, не за свободу и право родного языка, не за целость полезных для рабочего класса учреждений. Нет. Война ведется за «право великих» держав угнетать как можно больше чужих народов, грабить как можно больше колоний. Войну ведут хищники из-за дележа добычи…
Что за отечество, если десятки миллионов являются наемными рабами, работают день и ночь на кучку капиталистов? Что за отечество, если этим десяткам миллионов рабочих нечего терять — кроме своих цепей? Что за «отечество», когда не народ сам ведает делами своей родины, издает законы, следит за народным хозяйством, распоряжается казною, а кучка бар, толстосумов — эксплуататоров?...
Капиталисты натравливают рабочих одной страны на рабочих другой, чтобы укрепить свою власть над рабочими всего мира. Капиталисты ведут войну для дележа добычи и для обессиления рабочих путем раскалывания их. Поэтому лгут те, кто говорит о защите свободы и отечества в теперешней войне. Чтобы защитить свободу и право, чтобы защитить дело рабочего класса в этой войне, есть только один путь: соглашение между рабочими всех стран и общая борьба за завоевание социалистического общества.
«НЕМЕЦ ЗВЕРЬ»
И всё-таки, живёт во многих сомнение, «немец враг наш. Сам видел на войне, какие он зверства творит»!
Может и прав, кто так говорит. Но пусть говорящий вспомнит по совести, честно: а разве русские на войне не творили такие же зверства? Не издавались над женщинами? Не губили ребят? Не жгли крестьянские деревни? Не разоряли и не мучили ни в чём не повинных евреев—по приказу дворянчиков в офицерских мундирах? На войне, на линии огня человек не в своём уме. Зверем становится! И тут одинаковы, что русский, что немец, что француз. Все одинаково виновны и неповинны. «Неповинны» потому, что не по воле народа, не по воле крестьян и рабочих затеяли правительства кровавую бойню, неповинны потому, что иной раз и пощадил бы врага, да ведь это изменой считается! И выходит так: стоят два врага друг против друга, два рабочих: один - русский, другой - немец, никакого зла они друг другу не сделали, в глаза друг друга не видали, а по воле начальства—изволь убей человека, «подобие Божие»! ... И знаешь ведь, что дома у врага жена осталась, ребята малые, что мать-старуха в слезах день и ночь тому же Богу о сыне молится.
В мирное время за убийство одного человека вострог сажают, на каторгу ссылают. А в военное время: чем больше голов порубить, тем выше и награда, тем больше крестов пожалуют.
А попы с обеих сторон дерущихся армий своими крестами убийство благословляют. И каждый молится тому же Богу: «Господи-Владыко! Даруй победу нашему славному войску, а врагу—поражение!» …
Во время войны не признаются заповеди ни человеческие, ни божеские. Во время войны все воюющие делают то, за что в мирное время казнят. Во время войны не чтут чужое добро, не щадят жизни человеческой; и свое, и чужое войско одинаково убивают, топчут, жгут, разрушают. Пылают деревни, бежит обезумевший скот... На дороге, в пыли умирают «беженцы»: дети, женщины, старики...
Нет законов, нет права, нет справедливости во время войны!..
А к этому зверству, к этому беззаконию принуждают народ все правительства во всех странах.
Правильно ли это? Должно ли так быть? Может ли быть иначе? Пусть каждый, кому попадется эта книжонка, поразмыслит над этим. Пусть подумает и решит по совести.
ПРИЧИНА ВОЙНЫ
Но, пусть война скверное, подлое дело, кто войну защищать станет! Как же не воевать, если война пришла, если она здесь налицо?
Вот тут-то и следует поискать ответа: а почему пришла война? Чем она вызвана? Какими причинами?! Разные бывают причины войн; когда-то дрались за землю, дрались за свободу своего края. Но нынешняя война имеет иную причину: эту войну родил капитализм. Капиталистическим хозяйством называется такое хозяйство, когда капиталы, заводы, фабрики, земли поделены между небольшой сравнительно кучкой людей в стране, а у других — только и есть для пропитания себя рабочие руки, которые они продают хозяину—капиталисту, фабриканту; помещику—собственнику.
По мере того, как во всех государствах развивается капиталистическое хозяйство, капиталу становятся тесно в своей стране... Чтобы получать большие барыши, проценты, капиталу нужно, чтобы рос, расширялся рынок для сбыта товаров, нужны новые места, страны, колонии, куда капиталистам выгодно помещать свои скопленные капиталы и откуда фабриканты и заводчики могли бы получать «сырье», материал для выработки товаров: металлы, руду, хлопок и т. д.
Крупные капиталистические державы, те, что сейчас воюют друг с другом, все одинаково нуждаются в мировом торговом рынке, в колониях. И каждая держава только и думает о том, как бы покорить себе, посредством ли дипломатического обмана и всевозможных подкупов правительства и капиталистов в слабых и зависимых странах, или с оружием в руках— колонии и рынки других стран…
О переговорах дипломатов ни рабочие, ни весь народ ничего не знают. Переговоры эти ведутся «тайно». Но капиталисты, банкиры, помещики, т.е. те, ради кого ведется «завоевательная политика», всегда знают, как идут дела дипломатов. И чуть заметят, что свои отечественные дипломаты не сумели отстоять их карманные интересы, что побеждают в переговорах выгоды капиталистов другой державы, сейчас вой подымают: «Караул! Отечество в опасности! Братцы—рабочие, забудьте свои обиды, забудьте прошлое! Спасите родину— единую!.. Идите умирать во славу нашего отечества».
А правительство слушается воя капиталистов, не может не слушаться: правительство само состоит из капиталистов и помещиков, правительство им служит, их барыши и грабёж охраняет... Правительство в угоду капитала начинает «задирать» соседа, переговоры дипломатов «обостряются»... Смотришь— и война налицо!..
Но не сказать же народу правду: мы, мол, деремся из-за того, что нашим фабрикантам и заводчикам, нашим банкирам и купцам хочется получать большие барыши; мы воюем из-за того, чтобы закрепить за нашими капиталистами право грабить ту или другую колонию, ту или иную страну. Это «неловко». Не пойдёт за это народ. Вот и приходится кричать: отечество в опасности!.. Или придумывать басню: идём, мол, освобождать соседний народ от царизма или от кайзеризма! ...
Капиталисты, помещики, банкиры сидят в своих кабинетах, кладут в карман тройные барыши с поставок на армию и ждут исхода войны. А народ воюет, народ гибнет, народ жизнью своей жертвует. И за что? Чтобы лучше, слаще, богаче, роскошнее жилось его отечественным эксплуататорам, хозяевам, господам, заводчикам, помещикам, фабрикантам...
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Стоит понять истинную причину войны, её цель, чтобы встал другой вопрос: что же теперь делать? Как прекратить теперь кровавую резню? Как избавить народ на будущее время от новых столкновений и ссор капиталистов, от новых войн?
Прежде чем найти ответы на эти вопросы, надо уяснить себе одно: пока существует капитализм, пока будет существовать частная собственность на земли, фабрики, заводы и пр., пока граждане будут делиться на имущих и неимущих, на капиталистов, захвативших власть в государстве, и на бесправных наёмных работников, пока капиталисты из-за своих барышей будут бороться друг с другом на мировом рынке —до тех пор войны неизбежны.
Войны прекратятся только тогда, когда сломлена будет власть капиталистов, когда отнята будет у собственников-эксплуататоров возможность вредить народу, толкать его на путь кровавых схваток Войну родит несправедливое, неправильное капиталистическое устройство общества. Чтобы прекратить войны—надо переделать устройство общества. Чтобы прекратить войны, надо отобрать все фабрики, все заводы, все промышленные заведения у господ капиталистов; надо захватить земли у помещиков, копи и шахты у частных владельцев, банки—у капиталистов!, и все эти богатства—обратить в общенародную собственность.
Чтобы прекратить войны—надо завоевать народу, рабочему классу новый, более справедливый социалистический мир.
Когда сам народ будет владеть всеми народными богатствами, будет сам управлять народным хозяйством, казною, будет сам заботиться о нуждах и потребностях всех граждан, будет хлопотать о процветании родного края, будет стремиться к братскому союзу народов между собой, тогда—не будет больше войн. Тогда соседние народы не станут разорять друг друга, тогда незачем будет вести «завоевательную политику»: мирные страны свободных трудящихся народов всегда сумеют друг с другом столковаться. Ведь тогда не будет больше главных виновников войны—шайки капиталистов, губящих миллионы людей, чтобы после войны полнее набить свои карманы! Это главная задача рабочих.
Но остается вопрос, остается другая близкая, наболевшая задача: как прекратить теперешнюю братоубийственную войну? Что надо сделать? Как быть? ...
Ответ имеется. И, что особенно важно, ответ один и тот же для рабочих всех стран. Ответ этот говорит: пусть правительства натравляют брата на брата, товарища-рабочего на товарища-рабочего другой страны, интересы одни и те же, и у русского, и у немецкого, и у английского, и у австрийского рабочего, враг остается общий у всех рабочих мира, этот враг—капиталист.
Чтобы добиться мира, надо прежде всего призвать к ответу виновников войны. А кто же, как не правители с их дипломатами и министрами, все эти послушные прислужники капитала, кто как не они виновники кровавой беды?
К ответу их!
К ответу негодное правительство, заступников богачей-толстосумов; затягивающих и продолжающих войну!
Власть в государстве должна принадлежать народу!
Кто хочет мира, кто насытился преступной войной, тот пусть идёт в ряды борцов с внутренним врагом народа. Тот пусть скажет себе: лучше чем умирать во славу барышей господ Крестовниковых, Гучковых, Морозовых, Пуришкевичей и всей их честной братии, отдам я жизнь свою зa свободу моего народа, за права рабочего класса, за победу рабочего дела! ...
Если так скажут себе русские, немецкие и рабочие всех других воюющих стран, тогда не будет больше силы в мире, которая позволит продолжать кровопролитие, тогда мир наступит сам собою.
Надо только, чтобы каждый солдат на войне, каждый рабочий в мастерской уяснил сам себе: не враг мой тот, кто, как и я у себя на родине, лишён прав, кого гнетёт капитал, чья жизнь - борьба зa хлеб насущный.
Враг мой—в моей собственной стране. И этот враг общий у рабочих всех стран. Этот враг – капитализм. Этот враг – бесправие рабочего класса. Товарищ рабочий, рядовой вражеской армии! Я знаю теперь: не ты мой противник! Дай руку, товарищ! Мы оба с тобою жертвы обмана и насилия. Наш общий главный враг—за спиною.
Пойдём войною, каждый в своей стране, на наших угнетателей, спасём родину от истинных врагов народа - собственников, капиталистов.
И тогда, когда власть будет в наших руках, мы заключим свой мир над головами побеждённых капиталистов...
Да здравствует близкая желанная социальная революция! Да здравствует победа социалистического братства народов!