Закончился сельскохозяйственный год. Во всех проправительственных СМИ сплошные восторги по поводу рекордного урожая зерновых 130 млн. тонн.
Для кого российские крестьяне эти миллионы тонн вырастили? Министр сельского хозяйства А. Ткачёв предельно откровенен: «Рекордный урожай означает, что мы продолжим наращивать объёмы экспорта. Расширяется не только география поставок, иной становится структура экспорта». («РГ», № 254, от 9.11.17 г.).
А нам-то что от этого урожая? Сельхозпроизводителю каково? Земле – кормилице?
По целевому назначению уже не используется 56 млн. га. Когда эту вновь созданную целину поднимать будем? И чем?
Сегодня в сельском хозяйстве темпы выбытия техники существенно опережают темпы обновления парка машин. Доля машин со сроком эксплуатации свыше 10 лет по тракторам 59,6%, по зерноуборочным комбайнам 45,5 %, по кормоуборочным 44,4%.
Сколько из выращенного потеряли, потому что 10 и более лет отработавшая техника мало эффективна, не позволяет выполнить все сельхозработы в срок!
Хлеб – всему голова. Но нам нужны и картофель, и овощи, и фрукты, и молоко, и мясо. В этих подотраслях всё оборудование, от роботизированных ферм до обычны машин, - импортное. Хотя мы можем производить свою технику, не уступающую по характеристикам зарубежным аналогам, а то и превосходящую их.
Что нужно сделать, чтобы наши крестьяне могли заказывать и приобретать всё необходимое от отечественных производителей, а произведённое ими, будет реализовано?
«Необходимо серьёзное межведомственное планирование, системная работа и увеличение финансирования». (В. Кашин, председатель ГД РФ по аграрным вопросам, член фракции КПРФ).
Чтобы полностью обеспечить потребности селян в технике, они должны иметь возможность приобретать в год по 45 тыс. тракторов, по 14 тыс. зерно- и кормоуборочных комбайнов. Бюджет АПК должен составлять 400 млрд. рублей, а не 200 с лишним миллиардов, которые заложены на 2018 год.
И снова о рекордном урожае. Где хранить то, что за бугор не продадим?
Зернотоки перегружены. Животноводам фураж особенно не нужен: число коров с каждым годом уменьшается.
Министр А. Ткачёв надеется, что поскольку в секторе, который позволяет быстро получить прибыль, заметно насыщение рынка, инвестиции пойдут в мясное и молочное производство, где более длительные сроки окупаемости. Но пока сельхозкапиталисты не торопятся вкладывать значительные средства в отрасли, которые быстрых барышей не сулят.
Об этом свидетельствует рост цен. В сентябре 2017 г. по отношению к декабрю 2016 г. масло сливочное подорожало на 8%, молоко и молочные продукты на 3,5%.
Да и хлеб, хлебобулочные изделия, несмотря на рекордный урожай, не подешевели, а подорожали на 2,1% (за вышеуказанный период). На 7% подорожала в течение года минимальная корзина продуктов питания.
В общем, как писал В.В. Маяковский, «кому бублик» (российским спекулянтам зерна на мировом рынке), кому «дырка от бублика» (крестьянам: из-за высоких урожаев зерновых олигархи сбивают закупочные цены; и всем, кто живёт своим трудом).
___
Использованы данные парламентских слушаний по вопросам стратегического развития отрасли сельхозмашиностроения