О фильме Клима Шипенко «Холоп 2»
Второй «Холоп», как и ожидалось, не впечатлил. Хотя создатели фильма нашли новые формы воплощения замысла, и в целом сюжет довольно внятный, а действие развивается последовательно и логично, постановка профессиональная, игра актёров на высоте и картинка красивая. Но... Не верю!
По сюжету, Гриша, знакомый зрителю по первому фильму, - мажор, побывавший холопом и ставший человеком, теперь сам пытается «перевоспитать» такую же наглую и беспринципную мажорку Катю, все проступки и преступления которой прикрывает её мать – высокопоставленная чиновница. А попутно его и самого «перевоспитывает» психолог-экспериментатор, занимавшийся исправлением Гриши в первом «Холопе». Потому что мажорство – болезнь трудно излечимая.
Всё бы хорошо. Но как-то не верится в перевоспитание мажорки Кати, пронзающей штыком зад «Наполеона», после чего эксперимент удачно заканчивается. Ведь буквально за несколько минут (ну, пусть даже часов, неважно) до этого она стремилась перейти на сторону французов. И только инсценированная мажором Гришей смерть на поле боя даёт толчок к переоценке происходящего. Сама по себе Катя не меняется. Не меняется по существу и Гриша. И понятно, почему. Потому что не меняется образ жизни обоих героев.
Если бы Гриша после всех испытаний, показанных в первом фильме, занялся бы чем-то иным: сменил бы род деятельности, нашёл бы работу - пусть не высокооплачиваемую, но по душе, сохранил отношения с Лизой из прошлого проекта, тогда бы эксперимент по перевоспитанию можно было считать успешным. Причём, во втором фильме признаëтся, что перевоспитание Гриши оказалось неполным, и время от времени в нём просыпается прежний мажор. Но объясняется это «недоработкой» психолога-экспериментатора. Но дело не в этом, а в том, что бытие определяет сознание. Бытие Гриши не изменилось. Папаня вовлёк его в свой бизнес, которым тот заниматься не хочет. А хочет отдыхать в Дубае с гламурными девками.
Так же и Катя. Её и на костре «сжигали», и в доме злой мачехи гнобили, и светским манерам учили, и госпиталь с ранеными показали, и в стан «Наполеона» привели (война нынче в тренде). И вроде как и сработало всё это. Но это только в кино. Но не в сознании зрителя.
Вот если бы она выбрала, к примеру, одного из актёров массовки и зажила бы с ним обычной жизнью, зарабатывая на жизнь в поте лица, тогда было бы стопроцентное перевоспитание. А так... Будет с Гришей кататься в Дубай на папины денежки и рассекать по Москве-реке на катере, считая оставшуюся за бортом этой жизни часть общества неудачниками, которые сами виноваты в своём унылом существовании.
Мажоры останутся мажорами, потому что их порождает не просто окружающая среда, а сам общественный строй. Это, конечно, уже попахивает «марксистским дерьмом» (выражение К. Собчак), но его правоту подтверждает сама жизнь.
Может, я слишком много хочу от фильма-сказки. А может, и немного, но главного - убедительного и воодушевляющего смысла.