В прокат российский фильм «Холоп», поставленный Климом Шипенко, вышел 26 декабря и менее чем через месяц обошёл по сборам шедшие одновременно голливудские шлягеры «Мстители: финал» и «Король Лев». Его посмотрели более 9,5 миллиона зрителей.
Почему же такая вроде бы совершенно неправдоподобная история перевоспитания зарвавшегося московского «мажора», до крайности избалованного и обнаглевшего от безнаказанности отпрыска неведомо на чём разбогатевшего российского олигарха, так тронула сердца зрителей? Здесь есть какой-то секрет. Ведь приём с переселением экранных персонажей из одного времени в другое с целью корректировки их самооценки и пересмотра нравственных установок не просто традиционен, но, можно сказать, тривиален. Достаточно напомнить хотя бы о таких, ставших классикой, российских лентах, как «Мы из будущего» А. Малюкова, «Иван Васильевич меняет профессию» Л. Гайдая, «Кин-дза-дза» Г. Данелии, «Сны» К. Шахназарова…
Правда, в «Холопе» временной скачок является виртуальным, воображаемым. Убедившись, что никакие угрозы наказания, вплоть до тюрьмы, за творимые сыночком безобразия на него, уверенного, что «предок» в любом случае отмажет, не действуют, всесильный папаша-миллиардер, с подачи своей работающей на телевидении любовницы и при содействии некоего демонического фокусника, перемещает своего Гришу в грандиозное реалити-шоу — в крепостническую деревню середины ХIХ века, где Гриша, преобразившийся в оборванца-конюха, испытывает на себе все прелести рабского состояния и с ужасом узнаёт себя прежнего в отвратительном образе измывающегося над ним сына рабовладельца-помещика. При этом виртуальной деревня является для нас, зрителей, наблюдающих процесс перевоспитания вместе с дирижёрами шоу, тогда как главный герой убеждён в том, что он реально, в результате автоаварии, переместился в позапрошлый век.
Вряд ли своим успехом «Холоп» обязан и показанным крупными планами сценам крепостнического быта с непременными фольклорными нарядами, хороводами и окровавленными плетьми, к этому мы тоже присмотрелись в «Кровавой барыне» и в нескончаемой «Крепостной» на канале «Россия 1». Тем более что в «Холопе» от возможного шока зрителей предохраняет изобилующий комическими ситуациями весьма условный сюжет.
Однако при всей комедийной условности мораль сей басни очевидна и достаточно серьёзна. И это заметили авторы многочисленных отзывов в Сети. Пожалуй, наиболее точно её обозначила, отметив при этом ряд спорных мест самой концепции фильма, на сайте «Отзовик» Вера Борейко, цитирую: «Не понравился скрытый подтекст, что все мы — холопы и вести себя правильно можем лишь в условиях «крепостного права», «монгольского ига» или «батюшки-царя». Возможно, такая идея и не вкладывалась в смысловой посыл фильма, но ассоциация такая возникла, и мне она не понравилась. Идея перевоспитания здесь строится на унижении человека, как физическом, так и моральном, угнетении его прав, свобод и достоинств. Крепостное право подаётся здесь как норма жизни. Мол, без крепкой барской руки — никуда, по-другому русский человек не понимает. Остался вопрос: зачем потребовалось перемещать зарвавшегося парня в условное прошлое?! Чтобы научить его уму-разуму, заставить почувствовать бессилие и бесправие, совершенно не обязательно было отправляться в другую эпоху. Разве в современной жизни этого недостаточно?! Финал получился двойственный по своему посылу. Красной нитью в нём проходит символ кнута. Мол, научился сам, возьми кнут в руки и научи правде жизни другого. Этакий круговорот насилия в природе. Так себе моральный посыл... Для «мажоров» не спектакли надо разыгрывать, а воспитывать их с детства соответствующим образом. Не баловать телефонами, машинами и другими радостями жизни. Дети должны понимать, как зарабатываются деньги. И не отмазывать своих мальчиков от армии, тем более таких, которым она будет только на пользу… У нас нет таких денег, чтобы для детей спектакль XIX века с декорациями устраивать».
В этой бесхитростной зрительской рецензии, на мой взгляд, схвачена главная мысль, к которой всё-таки подводит на первый взгляд развлекательный, далеко не во всём удавшийся, почти сказочный фильм. Сказка ложь, да в ней намёк…
И этот жизненно важный, раскалённо своевременный намёк почувствовали, судя по всему, не только российские зрители. Случилось невероятное: «Холоп» покорил даже американцев, традиционно недолюбливающих провинциальные, на их взгляд, кинотворения иностранцев, особенно россиян. В прокат в США и Канаде он вышел 26 января, и поначалу планировалось показывать его в 37 кинотеатрах 28 городов по нескольку сеансов в день, но когда билеты оказались наперёд моментально расхватанными, прокатчики, потирая руки от нежданного успеха, быстренько расширили список городов, включив в него такие гиганты, как Нью-Йорк, Филадельфия и Торонто, и ввели в афишу дополнительные сеансы. В целом кассовые сборы «Холопа» в заграничном прокате уже превысили миллион долларов. Вот что значит тронуть за живое.