Однажды в споре русофоба с патриотом первый вспомнил про Катынский расстрел, и второй парировал: «Это было преступление не советского народа, а НКВД. Не социализма, а сталинизма!» Тогда я подумал: «Правильно! В истории любой страны есть «неудобные» страницы. Террор Великой Французской революции, геноцид коренных народов Северной Америки, «огораживания» в Англии и т.д. и т.п.»
Долгое время я принимал на веру всё, что писали либеральные публицисты и о репрессиях, и о Сталине с Берией, и о «Катынском расстреле» в том числе. Но однажды решил поподробнее узнать об этом деле. Естественно, начал с изучения официальной версии. И вот тут у меня возникли «неудобные» вопросы.
Но сначала – немного истории. После революционных событий в России 1917 года и капитуляции Германии и Австро-Венгрии в 1918 г. была создана Польская республика. Новое Польское государство, пользуясь развалом Российской империи, заявило о своих претензиях на земли, входившие в состав Речи Посполитой до 1772 года, – Литвы, Белоруссии и Украины. Началась Советско-польская война (1919-1921). Война шла с переменным успехом. Согласно Рижскому договору 1921 года, к Польше отошли западные области Украины и Белоруссии, однако она не получила контроля над всеми землями, принадлежащими ей во времена Речи Посполитой.
Земли, которые получила Польша, были населены в основном белорусами и украинцами, что не устраивало польские власти. Поэтому в период оккупации Польша вела политику «мягкого геноцида» по отношению к местному населению и проводила массовое переселение сюда из центральных областей Польши так называемых «осадников». И не надо думать, что украинцы и белорусы, испокон веков жившие здесь, с радостью и энтузиазмом поддержали политику «ополячивания», которая проводилась в основном насильственными методами.
«Осадники» - это по большей части отставные военнослужащие Войска Польского, получившие на новых территориях земельные наделы (12-18 га на семью), сохранившие право на ношение и применение оружия (для защиты от местного населения). Недовольство местных подавлялось, причём очень жестоко. На счету «осадников» (а также польских жандармов, полицейских и т.д.) было немало случаев произвола, вплоть до убийств.
23 августа 1939 года был подписан Пакт о ненападении между СССР и Германией. Споры вокруг так называемого «секретного дополнительного протокола» к нему ведутся до сих пор, но есть мнение, что Германия в доказательство своего миролюбия тайно открыло свои планы по захвату Польши через 8 дней, отказавшись при этом от оккупации тех территорий, которые СССР считал своими.
В связи с захватом германскими войсками Польши СССР вернул себе западные области Белоруссии и Украины. На территории СССР оказалось много польских жандармов, полицейских, «осадников». По официальной (после 1990 года) версии, все они были заключены в лагеря и вскоре расстреляны сотрудниками НКВД.
В 1943 году Рудольф-Кристоф фон Герсдорф «случайно» обнаружил массовое захоронение в Катынском лесу под Смоленском. Созданная Германией международная комиссия (с участием представителей Красного Креста) обвинила в расстреле НКВД СССР. Эта версия принята и нынешними властями России.
Я просмотрел много материалов по Катынскому расстрелу. И чем больше углублялся в их изучение, тем больше возникало сомнений. Сразу бросаются в глаза три факта.
Первый. Все польские граждане были расстреляны боеприпасами калибра 7,65. Это – германский стандарт. Красная Армия и НКВД снабжалась отечественным оружием и боеприпасами калибра 7,62.
Второй. Уникальный случай в истории массовых расстрелов, когда жертвы были захоронены вместе с документами. По этой причине идентификация тел, найденных нацистами в 1943 году, не представляла сложности. Хотя известно, что заключённым документы, удостоверяющие личность, не выдаются, а документы расстрелянных либо отправляются в архив, либо уничтожаются, но не бросаются вместе с телами в могилы, как в случае с «Катынским расстрелом».
Третий. Массовый расстрел польских граждан произошёл только в тех лагерях, которые оказались на территориях, оккупированных Германией. Судьба польских офицеров в остальных лагерях известна. Большая часть из них вошла в «Армию Андерса», созданную в 1941 году в СССР по договорённости между Советским правительством и польским правительством в изгнании (в Лондоне). Это формирование польских вооружённых сил в 1942 году было передано через Иран Великобритании (в общей сложности 75 491 военнослужащий и 37 567 гражданских лиц), участвовало в операциях на Ближнем Востоке и в Италии. Другая (меньшая) часть была расселена по регионам СССР (Средней Азии и Сибири). Из них (тех самых офицеров, жандармов, тюремщиков, «осадников» и т.д.) в 1943 году формировалось Войско Польское (первоначально – 1-я польская пехотная дивизия имени Тадеуша Костюшко), учавствовавшее вместе с Советской Армией в освобождении Польши и дошедшее до Берлина.
В 1943-44 гг., после освобождения Смоленска, в Катынском лесу работала советская комиссия по расследованию массового захоронения польских граждан. Доказательств было собрано достаточно, и причастность к этому преступлению нацистов не вызывала сомнений. Лишь после развала СССР стали появляться «опровержения» доводов комиссии Бурденко, причём основанные в основном на популярной в постсоветское время логике: «НКВД – преступная организация, значит и Катынский расстрел – дело её рук. А всё, что этому противоречит, – лживая советская пропаганда!».
Сторонники мифа о причастности НКВД к Катынскому расстрелу оперируют документами так называемой «Особой папки №1», рассекреченными в 1992 году и опубликованными в интернете в апреле 2010 года. Главным из них (напрямую указывающим на вину НКВД) является докладная записка председателя КГБ при СМ СССР А.Н. Шелепина Хрущёву «о ликвидации всех учётных дел на польских граждан, расстрелянных в 1940 году» (РГАСПИ. Ф.17. Оп.166. Д.621. Л.138-139.). В ней подробно расписано, сколько и в каких лагерях расстреляно польских граждан.
Не надо быть большим специалистом, чтобы понять, что данный документ является фальсификацией – достаточно на него просто взглянуть. Благо, интернет даёт такую возможность – на официальном сайте Росархива он выложен в отсканированном виде.
Во-первых, документ написан не на бланке, а на листе писчей бумаги в линию. Нет ни «шапки», ни герба, а гриф «совершенно секретно» написан от руки. Такого не могло быть в принципе.
Во-вторых, весь документ не отпечатан на пишущей машинке, а написан от руки, причём - каллиграфическим почерком (так обычно пишут на чертежах). Представить, что председатель КГБ сидел и выводил каждую буковку, каждую «цифирьку», довольно сложно. Тем более, что Александр Николаевич по образованию - историк (окончил исторический факультет Московского института философии, литературы и истории имени Н.Г. Чернышевского) и чертежами не занимался.
В-третьих, обращает на себя внимание «фамильярность» по отношению к высшему руководителю страны. В деловом письме это нонсенс. Обязательно следует указать занимаемую должность того, к кому обращаешься, тем более, если это вышестоящее должностное лицо. А тут просто: «Тов. Хрущёву Н.С.»
В-четвёртых, в тексте неоднократно встречается ошибка, которую А.Н. Шелепин просто не мог совершить.
Автор «записки» ссылается на «Постановление ЦК КПСС от 5 марта 1940 года». Но в 1940-м году КПСС и в помине не было! В 1959 году (когда якобы эта «записка» писалась) память о переименовании Компартии СССР была ещё свежа, и так «ошибиться» просто не могли!
Другой документ (письмо Л. Берии Сталину №794/Б с предложением расстрелять пленных польских офицеров) также содержит немало «странностей». Правда, в отличие от «филькиной грамоты» А.Н. Шелепина письмо отпечатано на машинке и имеет соответствующую «шапку» с гербом, однако датировано 5 марта 1940 года, а эксперты указывают на то, что из канцелярии НКВД он мог выйти только 29 февраля, поскольку нумерация документов ведётся в хронологическом порядке. Предыдущее письмо (№793/Б) и два последующих (№795/Б и №796/Б) были зарегистрированы в Наркомате внутренних дел именно 29 февраля 1940 года.
Кроме того, имеется официальное заключение экспертно-криминалистической лаборатории Э.П. Молокова (№ 016/07-И 2007-2009 гг.), установившей, что данный документ был отпечатан на двух разных пишущих машинках.
И, конечно же, подписи на резолюции. Они резко отличаются от подписей этих же лиц на других документах. Графологи в один голос утверждают, что подписи Сталина, Молотова, Ворошилова и Микояна выполнены одним человеком, менявшим почерк.
Конечно, эксперты, криминалисты, историки неоднократно пытались обратить внимание общественности на явные признаки фальсификации. Вот только их мнение игнорировалось, поскольку была цель: опорочить всё, что связано с СССР. А тут все средства хороши – и фальсификация одних документов, и умалчивание о существовании других.
Весной 1940 года по договорённости с Германией состоялся «обмен интернированными». Советская сторона передавала Германии польских граждан, оказавшихся после присоединения западных областей Украины и Белоруссии на территории СССР, а Германия – этнических белорусов и украинцев, оказавшихся на территории Польши, оккупированной Третьим рейхом. Эти документы засекречены до сих пор. Есть косвенное подтверждение польского писателя Ромуальда Свёнтека, который цитирует рапорт полковника Войска Польского Е. Горчинского, написанный в 1943 году:
«Когда мы сказали комиссару Берия, что большое число первоклассных офицеров для активной службы находится в лагерях в Старобельске и Козельске, он заявил: «Составьте их список, однако немного из них осталось, поскольку мы совершили большую ошибку, передав большую их часть немцам».
Есть ещё один момент, упорно замалчиваемый всеми. Дело в том, что в массовом захоронении в Катынском лесу все жертвы были расстреляны выстрелом в голову (в затылок). Этот метод расстрела практиковался в Германии. В СССР традиционно (ещё со времён Российской империи) применялся другой метод – выстрел в сердце (под левую лопатку). Считалось, что это более эффективно.
В апреле 2010 года временный креслодержатель путинского президентского места Д.А. Медведев передал и.о. президента Польши Б. Комаровскому подлинники документов по «Катынскому расстрелу». А в ноябре того же года Госдума приняла заявление «О Катынской трагедии и её жертвах». Сделано это было с одной целью – «задобрить» польскую сторону. После авиакатастрофы под Смоленским самолёта президента Леха Качинского (10 апреля 2010 года) в Польше началась антироссийская истерия. По сути сфальсифицированные доказательства «Катынского дела» были признаны Российским государством на самом высоком уровне.
Для чего? Одни говорят, что России необходимо было получить согласие польской стороны на строительство газопровода «Северный поток». Другие - что Россия любыми путями хотела вступить во Всемирную торговую организацию, а Польша не давала на это согласия. Так или иначе, но факт остаётся фактом: руководство России официально признало вину своей страны на основании фальсифицированных документов. И миф стал догмой, не терпящей сомнений.
«Катынский расстрел» - очередное звено в цепи доказательств «преступности» советской власти. Цель ясна: любыми путями вдолбить в сознание народа мифы о порочности социализма и коммунизма, чтобы (не дай Бог!) не потерять изживающую себя систему капитализма – систему социального неравенства, основанную на эксплуатации человека человеком, получившую первый удар сто лет назад.
В октябре 1917 года.