Решать проблемы за счет кошельков граждан — излюбленная привычка российских чиновников. То, что сейчас затевает Правительство РФ, иначе как очередной игрой в одни ворота назвать невозможно. Оно решило обязать платить за капитальный ремонт социального жилья его нанимателей, хотя согласно части 1 статьи 65 ЖК РФ, это обязанность наймодателя. Дело в том, что Минстрой РФ издал приказ, в котором даны методические рекомендации по установлению размера оплаты за социальный наем жилья. Как следует из документа, взносы на капремонт включаются в общую оплату за пользование социальным жильём. То есть собственник перекладывает свои обязанности на социального нанимателя. Правда, смешно! Приказ министерства главнее ЖК РФ! А как же верховенство закона? Оно что, уже не действует?
К вышесказанному следует добавить, что с принятием Закона о капитальном ремонте государство полностью переложило заботы о плачевном состоянии многоэтажек на плечи собственников жилых помещений. Теперь взносы обязательны абсолютно для всех жителей, в том числе и тех домов, которые капитального ремонта отроду не видели. Однако сделано это было вопреки Закону о приватизации, статьёй 16 которого предусматривается, что при приватизации жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить его в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилого фонда. Поэтому Конституционный Суд РФ в своем постановлении, принятом в апреле текущего года, обязал федерального законодателя установить механизм исполнения вышеуказанной обязанности. Кроме того, он согласился, что Закон о капитальном ремонте необходимо доработать, и обязал законодателя в ближайшие несколько месяцев внести в него необходимые поправки.
Однако до сих пор никаких законов Государственная Дума РФ по этому вопросу не принимала и, видимо, не собирается принимать. Еще в феврале текущего года Правительство РФ постановлением № 97 для каждого региона утвердило федеральный стандарт стоимости капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Для Астраханской области на 2017 год он утвержден в размере 6,5 рублей за один квадратный метр общей площади жилого помещения. Первоначально областное министерство ЖКХ предлагало установить его на этом уровне. Но после обсуждения, в том числе с губернатором, от этой цифры решили отказаться. Министерство разработало новый проект постановления, предусматривающий уплачивать взнос в размере 5 рублей с квадратного метра.
На прошедшем недавно общественном обсуждении, организованном министерством, вокруг этого вопроса развернулась ожесточенная дискуссия. Народ высказался против. Главный аргумент — взнос повышается на 25%, а пенсии проиндексировали на 4%, да и зарплата у астраханцев не растет. Однако чиновники настаивают на повышении, хотя бы на величину инфляции. По итогам прошлого года она составила 12,5%. Каким будет взнос, пока не ясно. В протоколе публичных обсуждений от 17.06.2016 года сказано, что областное министерство ЖКХ совместно с региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов подготовит дополнительные обоснования необходимости повышения минимального размера взноса для дальнейших согласований с общественными организациями.
Опять обоснование и согласование! Сколько можно топтаться на одном месте! Все это пшик, фикция. Можно год сочинять бумажку, в которой ни одного слова конкретики. А где же бюджетные деньги на софинансирование капитального ремонта? Их нет и, видимо, не будет. Так что, надежда, что государство сполна выполнит свои обязанности в отношении капитального ремонта многоквартирных домов, несмотря на постановление Конституционного Суда РФ, призрачна. У государства для этого денег нет. Для «своих» деньги всегда есть, а для народа нет.
У населения возникает законный вопрос. Почему его теперь обязывают платить за то, что не успело сделать государство? Конституционный Суд РФ вновь признал, что государство обязано выполнить свои обязательства перед теми домами, которые на момент приватизации не были отремонтированы. Согласно постановлению суда законодателю предстоит уточнить процедуру и срок выполнения обязательства для таких домов. Так почему же для государства строгость законов заменяется необязательностью их исполнения? Выходит, государство может игнорировать законы, а население нет. Ему уже грозят судебными приказами. То есть, как всегда, действует двойной стандарт. Государству можно нарушать требования федерального закона — населению нельзя. С юридической точки зрения это недопустимо, так как «все равны перед законом и судом» (часть 1 статьи 19 Конституции РФ). Поэтому неисполнение требований федерального закона, подтвержденных к тому же постановлением Конституционного Суда РФ, необходимо расценивать как преднамеренное приведение исполнительной властью жилого фонда в аварийное состояние. Юристы в таком случае делают однозначный вывод: непроведение фактически оплаченного капитального ремонта,является уголовным деянием. По закону все верно. А на деле? Будет ли государство само себя наказывать за такие нарушения?
Наши люди слишком доверчивы и преступно терпеливы в ожидании обещанного и положенного им по закону. Их можно разводить до бесконечности. Время идет, а воз и ныне там. В народе говорят: можно делать, а можно делать вид. Так вот, власти именно делают вид, изображая деятельность, вместо того, чтобы делать что-то реально. А это совсем разные понятия.