Российская Федерация, оказавшаяся в удушающем кольце санкций, остро нуждается в импортозамещении, а значит – в мощном технологическом прорыве. Государство продолжает курс на популяризацию технического образования. В 2023 году на инженерные специальности выделено 40% бюджетных средств.
Но в начале августа интернет запестрел объявлениями: «СПБЭТУ «ЛЭТИ» объявляет дополнительное зачисление на вакантные бюджетные места по направлениям: электроника, нанотехнологии и микросистемы, биотехнические системы и технологии…», «Воронежский технический университет объявляет дополнительный набор на бюджетные места очной формы обучения по следующим специальностям: теплоэнергетика и теплотехника, электроэнергетика и электротехника, радиоэлектронные системы и комплексы…», «Волгоградский госуниверситет ищет студентов на бюджетные места…» и т.п.
Возможно, придут обучаться инженерным специальностям не набравшие в своих вузах проходного балла экономисты, социологи, психологи… Какими они станут инженерами? И станут ли? Самый высокий отсев, как свидетельствуют исследования социологов, из технических вузов.
Многих подводит слабая школьная подготовка. Вот конкретный пример.
В мае прошлого года, в соответствии с указом В.В. Путина, установлена квота: 10% бюджетных мест от общего объёма предоставляется детям участников СВО. Если родитель погиб или ранен, сдавать экзамены выпускнику не обязательно. Достаточно аттестата. Отец мужеством и кровью своей (был ранен) обеспечил сыну право поступить в престижнейший МФТИ на бюджетное отделение без экзаменов 127 баллами при проходном 291. На первом собеседовании не мог решить ни одной олимпиадной задачи. Ему посоветовали сменить вуз. Он не согласился. На втором собеседовании «уговаривали меньше» (его слова).
Готовился к поступлению в вуз только в школе. На репетиторов средств не было, а мечта стать инженером современного направления была. Информатика в его учебном заведении почти не преподавалась, заменялась другими предметами. Окончив 11 классов, он не знал ни одного языка программирования. Что дальше? Проявит ли он такое же мужество, как отец, на фронте борьбы за знания? Будет одновременно навёрстывать то, чего не дала школа и осваивать вузовские курсы? Или отсеется, как случается почти с 30% студентов технических вузов? Пойдёт получать «абы какой диплом, лишь бы бумажка о «вышке» была?»
Настоящим инженером становится тот, кто готовится к этому с детства.
Астраханский юноша Святослав Абакумов стал победителем 8-й Всероссийской научно-технической программы «Большие вызовы». Каждый член команды решал определённые задачи.
- Я, - говорит Святослав, - занимался сборкой микросхем для макета, программированием микроконтролёров, а также моделированием элементов макета, которые были вырезаны на лазерном станке… Благодаря программе «Большие вызовы» я определился с тем, чем буду заниматься дальше. Очень хочу связать свою жизнь с программированием и энергетикой.
У каждого российского ребёнка должна быть возможность развивать свои творческие способности. Чиновники от образования это вроде бы понимают. Каждый год в нём (в образовании) что-то реформируют. Только всё как-то не впрок. Вот и в предстоящем учебном году вводятся новые единые для всех школ (государственных и частных) программы по русскому языку, литературе, истории. Вместо ОБЖ будет курс «Основы безопасности и защита Родины» (излагаются принципы защиты общества, а также предусмотрены занятия по начальной военной подготовке). Программы есть. Учебников, кроме учебников истории, пока нет. О курсах «История России» и «Всеобщая история» следовало бы поговорить подробнее. Но в следующий раз.
Вводится трудовое воспитание, но с подготовкой учащихся к участию в осуществлении технологического прорыва оно, мягко говоря, связано слабо. Предлагается посадка деревьев, уборка школьной территории, помощь в музее, библиотеке, пошивка театральных костюмов (почему не школьной формы или военной для участников СВО, например).
В сущности, не представлен производительный труд. Никаких тебе школьных мастерских с лазерными станками, кабинетов обслуживающего труда с автоматическими швейными машинами и умными хлебопечками.
С 6 по 11 классы вводятся беседы по профориентации. Опять беседы.
Возвращается серебряная медаль. Её будут вручать «За особые успехи в обучении», если в аттестате ученика не более двух четвёрок.
С 1 сентября все школы должны перейти на 5-дневное. Но далеко не все дети сядут в этот день за парты. Ребята Белгородской области, проживающие в населённых пунктах в пределах 20 км. от границы с Украиной, будут учиться дистанционно. Из дома выходить опасно – война.
Регионам по всей России представлено право сокращать учебный день. Есть причины, на мой взгляд уважительные. Из-за жары, например. Но если министерство разрешает сокращать учебный день «из-за нехватки ресурсов или по различным организационным проблемам», то оно расписывается в том, что не в состоянии обеспечить нормальное осуществление учебного процесса.
Вот тебе и подготовка к технологическому прорыву.