Депутаты Астраханской городской думы приняли бюджет города во втором, то есть окончательном чтении. А могли и не принять. При первом голосовании не набралось необходимых 19 голосов. Однако было тут же принято решение голосовать повторно. И, о чудо! – 19 «за», 6 – «против»! Всё решила перемена мнения депутата Н.В. Гоголевой, о чём она тут же сообщила собранию. За пять минут человек принял новое «взвешенное» решение. Дескать, лучше принять такой бюджет, чем не принимать никакого вообще.
Однако пикантность ситуации не в том, что человек так быстро передумал, а в том, что г-жа Гоголева – директор средней школы №74 имени Тукая. Перед голосованием в думе было зачитано обращение её коллег-педагогов, принятое на заседании актива муниципальных учреждений образования. Они требовали от депутатов «принять местный бюджет по разделу «Образование» в объёме 2015 года». Почему не 2016-го? Да потому что в нём, как справедливо указано в обращении, «средства на оплату труда в отрасли образования были заложены в объёме 10 месяцев от фонда оплаты труда 2015 года… Недостающие средства были взяты из наших стимулирующих фондов, и мы практически не получали стимулирующих выплат». Кому, как не директору школы, это знать! Но ведь и понять её можно. Директор – человек подневольный. А получает он немного больше рядового педагога. Или, вернее сказать, намного больше. В разы! Есть что терять…
Долго ли, коротко ли, но был принят бюджет, где финансирование образования – на уровне уходящего года. Как дружно уверяет здравомыслящее большинство, – это ещё благо! Потому что поначалу в проект бюджета закладывалось на полтора миллиарда рублей меньше. Причина проста – эти средства должны приходить городу из областного бюджета, а он тоже сокращён! А областной бюджет подпитывается из Москвы. А ну как она денег не даст? Может, это звучит незамысловато, но не хочется грузить читателей наукообразными терминами «субвенции», «трансферты» и прочими.
Шесть депутатов, в том числе и я, голосовали против принятия бюджета. Давайте разберёмся: может, просто из вредности, в приступе оголтелой оппозиционности, вопреки здравому смыслу, не проникшись судьбоносностью момента, мы так поступили? Ну чего можно добиться подобным упрямством? Плетью обуха не перешибёшь!
А давайте-ка отрешимся от железной логики заложников кризиса и помечтаем эдак по-маниловски. Вот не будет принят городской бюджет, а за ним и областной, да не только у нас, а во всех регионах! Куда же тогда и самой Госдуме деваться? Возьмёт она и начнёт правильные законы принимать! Например, о прогрессивном подоходном налоге: чем больше прибыль – тем выше процент отчислений в бюджет! А там и закон о национализации нефти, газа, леса и прочих богатств России – пускай доходы от их добычи всему народу, а не пройдохам нововзысканным служат! Скажете, утопия? Ну да, ну да. Только ведь и пожар с одной искры начинается! Не зря же так в своё время великие мечтатели свою газету назвали! Главное – захотеть, и тогда то, что сегодня представляется бесплодной фантазией, завтра станет явью!
Вот, к примеру, захотели на днях активисты областного общества грузинской культуры «Иверия» провести вечер, посвящённый Владимиру Маяковскому, и провели! Без привязки к каким-то датам и юбилеям! А ведь Владимир Владимирович – не просто поэт, а поэт революции, трибун и глашатай социалистических перемен! Правда, организаторы не решились декламировать его пламенные революционные поэмы и «Стихи о советском паспорте».
Пришлось им помочь, тем более, что строки эти я запомнил раньше, чем научился читать. Просто в давние времена, когда собирались за общим праздничным столом офицерские семьи, подполковник Яков Гоглидзе – командир полка, где служил и мой отец, обязательно читал: «Я волком бы выгрыз бюрократизм!» И не было в этом позёрства и ложного пафоса. Заслуженный фронтовик не фальшивил, как и его сослуживцы, каждый из которых с гордостью готов был повторить: «Смотрите, завидуйте, я – гражданин Советского Союза!» Кто его знает, а, может, из этого возвращения Маяковского в Астрахань возьмёт да и родится что-нибудь большое! Давайте помечтаем.
Поэту Владимиру Владимировичу Маяковскому, автору поэм «Владимир Ильич Ленин», «Облако в штанах», «Левый марш», «Хорошо», «Во весь голос».
Граждане, бросайте папироски!
Удивленьем каждый схвачен рот –
Теплоход «Владимир Маяковский»
Астрахани голос подаёт!
Случай нынче, граждане, фартовый –
Увидать поэта у реки!
Вот, глядите: это не швартовы,
А его большие башмаки
На причал ступили деловито,
Радости встречающим даря!
Принимай, восторженная свита,
«Агитатора, горлана, главаря»!
Что же ты, Семнадцатая Пристань,
Не встречаешь странника опять
И рукоплесканьями, и свистом –
Как Поэта надобно встречать?
Он идёт незримо по бульвару
Через астраханскую жару
К исходящему полдневным жаром
Бронзовому гордому Петру.
Вот он хмурит в удивленье брови –
Всё никак не примет, не поймёт:
Да неужто с Самодержцем вровень
Нынче Маяковскому почёт?
Сколько для Поэта откровений
В городе, похожем на Бродвей,
Где маячит сиротливо Ленин
На кремлёвской площади своей!
Но и площадь та сменила имидж,
Всюду иноземия печать.
И вздохнёт поэт «Владим Владимыч»,
Как себя любил он величать.
«Что потомкам посылать упрёки?
Здесь, под южным небом, неспроста
И моих поэм литые строки
Новый век асфальтом закатал!»
Но придёт «весомо, грубо, зримо»
Явь счастливых будущих веков,
И омоет скомканное имя
«Облако», конечно, «без штанов»!
«Левый марш» польётся с небосвода
Над Россией светлой и большой,
Чтобы хорошо жилось народу
Не в поэме. Просто «Хорошо»!
…Корабельных трапов гнутся доски
На причальной стенке у реки.
Теплоход «Владимир Маяковский»
«Во весь голос» подаёт гудки!