Крылатая фраза Юрия Гагарина звёздочкой чиркнула по парламентскому небосводу, заставив депутатов на мгновение мысленно рвануться к необъятным просторам Вселенной, и снова плавно погрузила законотворцев в мягкий комфорт думских кресел. Заседание Госдумы 12 апреля, в День космонавтики, прошло в штатном режиме.
Точечно подремонтировали Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в соответствии с недавним указом президента, повелевшим отражать оценку хода и результатов реализации государственной культурной политики в ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации, представляемом правительством палатам Федерального собрания.
В чём новшество этой идеи — не совсем понятно, ведь доклад правительства, который должен содержать «объективную систематизированную аналитическую информацию о состоянии культуры и тенденциях её развития», является нормой закона с 2014 года. Но один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по культуре, член фракции «Единой России» Елена Ямпольская пояснила, что цель законопроекта — отойдя от чистой статистики, наполнить доклад правительства аналитикой. Следуя за полётом президентской мысли, г-жа Ямпольская постаралась передать всем сидящим в зале коллегам свою убеждённость в том, что «культура — это не цифры, культура — это вообще не про количество, а про качество, это про качество общества и про качество личности, и про то, как влияет культура и на то, и на другое, потому что культура несёт за это прямую ответственность».
Блеск этой мысли чуть было не затмил одну маленькую техническую поправку. По мнению авторов законопроекта, госдоклад о состоянии культуры не обязательно заслушивать всей палатой, как написано в законе сегодня, достаточно для этого собрать расширенное заседание профильного думского комитета. Тем более что Совет Думы в ноябре минувшего года принял уже такое решение, распространив его на государственные и национальные доклады, касающиеся всех сфер. Депутаты предложили исключить из действующего закона часть статьи, где говорится о том, что госдоклад заслушивается на заседании Госдумы.
С этим фракция КПРФ не согласилась. Переводя процедуру на уровень комитета, депутаты лишают себя возможности задать правительству тревожащие их, как представителей народа, вопросы. А вопросы эти порой очень сложные, судьбоносные. Даже сейчас, при обсуждении вроде бы действительно технического законопроекта, депутаты не смогли не сказать о главном. Коммунист Алексей Куринный заметил, что культура — это, как известно из исторического материализма, надстройка и в буржуазном государстве, которое представляет сегодня Россия, она, к сожалению, не ставит своей целью воспитание человека-творца, поэтому надежды авторов законопроекта, что он «станет шагом к полёту», едва ли оправдаются. В буржуазном государстве на первом месте всегда стоит прибыль.
Эта аксиома объясняет и многие другие проблемы. Нину Останину, как председателя комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей, беспокоит отсутствие в России вообще какой-либо государственной культурной политики в отношении детей и подростков.
А её товарищи по фракции КПРФ Денис Парфёнов, Николай Коломейцев, Сергей Обухов, Ольга Алимова, Анжелика Глазкова считают важным обсудить кадровую политику в сфере культуры. Недавнее телеоткровение новоиспечённого директора одного из главных музеев страны — Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — Елизаветы Лихачёвой, где она высказала своё отношение к Сталину, обнажило не только духовную ущербность отдельно взятого представителя так называемой культурной элиты общества, но и во весь рост поставило задачу укрепления культурного фронта, который сегодня, когда нам объявлена война по всем фронтам, остаётся очень уязвимым. Г-жа Лихачёва заявила: «Я приверженец очень простой позиции: он сдох. Всё. Проехали. Мы не можем мерить нашу сегодняшнюю жизнь Сталиным. Это смешно просто. <…> Он для нас предмет поп-культуры, как Микки-Маус. Это Микки-Маус». И далее, рассказывая о покупке атрибутики с изображением Генералиссимуса, «искусствовед» поделилась своими базарными приобретениями и навеянными ими ассоциациями: «…Один был куском мыла, который я купила в одном из европейских музеев, и мне это так понравилось… Мы его смылили. Смылить Сталина — это круто, по-моему». Не стала музейный управленец церемониться и с людьми, интересующимися личностью Сталина: «Граждане, вы там совсем, что ли, кукухой поехали?»
Члены фракции КПРФ отреагировали на происшедшее протокольным поручением, предложив Госдуме запросить у министерства культуры информацию, по каким критериям вообще происходит отбор кандидатов на должность руководителей федеральных музеев, театров и иных учреждений культуры. «Мы с вами в этом зале принимали закон о наказании за оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны. В высказываниях, которые принижают личность Сталина, умаляют его вклад как Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР в Великую Победу советского народа над немецко-фашистскими захватчиками, что в свою очередь является фальсификацией истории, содержатся все признаки таких оскорблений, — заявил Денис Парфёнов. — На примере этого частного случая вскрывается очень острая проблема: как выстраивается кадровая политика?»
«Единая Россия» малодушно уклонилась от голосования, провалив тем самым предложение коммунистов и показав, что патриотизм «партии власти» — явление календарное, приуроченное исключительно к великим героическим датам.
Не имея возможности более полно заявить о позиции фракции КПРФ на пленарном заседании Госдумы, Денис Парфёнов позже прокомментировал состоявшееся обсуждение вопроса на сайте КПРФ. Он заявил: «Мы не планируем останавливаться и обратимся в минкульт самостоятельно, поскольку эта безобразная история вскрывает очень большую проблему с засильем откровенных антикоммунистов и антисоветчиков среди представителей культуры, выдвигаемых господствующим классом. Когда власть, с одной стороны, стенает и льёт слёзы о подвиге народа в Отечественную войну, славословит ветеранов, а с другой — назначает на ответственные посты ненавистников Сталина и всего, что с ним связано, — эта политика требует разоблачения и того, чтобы всеми силами добиваться её прекращения».
По материалам газеты «Правда»