Более двух веков идет на Руси спор: кому принадлежит история.
Н.М. Карамзин главный труд своей жизни «История государства Российского» посвятил Александру I. Свое верноподданническое посвящение он закончил словами: «История народа принадлежит царю».
Против этой точки зрения выступили декабристы, а вслед за ними – М.Ю. Лермонтов.
Н. Муравьев в своих «Мыслях об «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина» утверждал: «История принадлежит народам».
Особенно остро борьба по вопросу «Кому принадлежит история» развернулась в связи с оценкой событий 1812 года. В ходе войны преобразился и русский крестьянин, и русский солдат. Царскому правительству срочно понадобился Аракчеев, чтобы выбить из армии дух вольномыслия, который вошел в нее в ходе народно-освободительной войны.
Народный дух этой войны М.Ю. Лермонтов отразил в поэме «Бородино».
Рассказ ведется от лица простого солдата, поднявшегося на высоту понимания происходящего – положительного героя эпохи. Создание этого образа – великая заслуга поэта, особенно если учесть, что он творил в переходную э поху, к огда « идеи декабризма уже умирали, а идеи революционного демократизма еще не народились».
Поэма «Бородино» - это автобиография народного подвига! Лермонтов поэтизирует не героя-личность, а героя-массу, героический народ, который никого не уполномочивал за себя делать историю, и никому не поручает вести рассказ о своем подвиге. С Лермонтовым русская литература прощается с культом царской власти и царской милости.
Через всё «Бородино» проходит грусть-тоска по минувшим временам, по людям героической эпохи.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Поэт задумывается над сменой эпох, вызывающей прилив и отлив народного воодушевления. Куда делось «могучее, лихое племя»? Появилась тема «судьбы». Перенесение земной сущности на божество и олицетворение ее в «господней воле» отражает усиление в народном сознании элемента фатализма, что характерно для периода общественного упадка. Здесь поэт уловил значительную черту народной психологии той поры – «исторический грех каратаевщины».
Но поэт отнюдь не выражает идею смирения перед волею господа бога. «Господня воля» стоит на пути воли народа:
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы.
Народ весь в мыслях о схватке, весь в готовности «ломить стеною».
А как богата личность защитника Родины! Прислушаемся к ворчанию стариков, которым за столько лет впервые пришлось отступать:
Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?
Здесь вся история русской армии от Полтавы до Туртукая, здесь суворовский солдат, не знавший, что такое ретирада. Это не «механизм, арктикулом предусмотренный», как говаривал Павел I. Это человек! Русский человек с его отвагой и лукавством, с чувством юмора, который не гаснет в любой обстановке, с упрямством, добродушием.
Лермонтов, раскрыв диалектику целостного народного сознания, решительно порвал с барским пренебрежительным представлением о грубости и примитивности психологии масс.
Сравнение, которое мы порой даже не замечаем, «земля тряслась, как наши груди», открывает новую эпоху в русской литературе: появился новый исторический герой – «сеятель и хранитель», труженик, созидатель и защитник России.
Лермонтов открыл народ как для истории, так и для самого народа.
Народ у Лермонтова не нейтральный исторический фон, а главное действующее лицо, прекрасно сознающее смысл событий и влияющее на их течение. Лермонтов показал, на что способен народ в своей исторической инициативе.
В великой тяжбе между царем и народом о том, кому принадлежит история и кто совершил подвиг, который «помнит вся Россия», Лермонтов открыто и безоговорочно встал на сторону народа против монархии.
«Бородино» Лермонтова – это подвиг могучего ума и великого сердца. И это тем более важно, что историческая тема до Лермонтова разрабатывалась как тема «героя», «работника на троне», князя, царя, полководца.
Великий поэт направил идейное острие своей поэмы против целостной философии истории, обожествлявшей царя, заносившей на его счет всё, что делал народ-созидатель и ратник.
В этом году мы отмечаем 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Отмечаем в обстановке общественного упадка, усиления элемента фатализма в народном сознании и стремления «хозяев жизни» вернуть историю России царям и их приспешникам.
Весь 2013 год прошел под знаком чествования династии Романовых, экскурсоводы во дворцах-музеях с придыханием вещают: «По этому паркету ступали монархи», даже крепостное право объявляется «скрепой русской нации». Поднимается на щит и Аракчеев. И все нынешние беды России, оказывается, оттого, что народ отказался от царя и бога. Изобретаются десятки способов очернения советского периода истории России, когда народ был полноправным творцом истории. Но никогда в народе не ослабевала жажда героического. Историю делают матросы- железняки и александры матросовы, стахановы и гагарины, королёвы и алфёровы. Вожди тогда становятся вождями, когда в состоянии понять их волю и направить ее на благо России.
Сегодня всё чаще звучит лермонтовское:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
не из уст тех, кто готов бросить её и податься туда, где «светнее и теплее», а из уст желающих видеть её процветающей.
Ни возвращения царей, ни тирании чубайсов и абрамовичей народ не желает. Впереди непременно прилив народного воодушевления.
История принадлежит народам!