Говорят, что история имеет свойство повторяться. Вот так вот ходит кругами и при каждом повторении ставит человечество в те же условия, что были когда-то, но уже на новом уровне.
В год столетия Великой Октябрьской социалистической революции, наблюдая за современной Россией, невольно наталкиваешься на мысль, что повторение событий 1917 года вполне возможно, уже в других условиях, другими средствами, но с теми же намерениями – создать более прогрессивное общество. Доводя взгляд на современность до примитивизма, можно констатировать некоторые параллели с временами столетней давности.
Во-первых. В современной России установилась система власти, которую с полным правом можно назвать «путинским самодержавием». Любые проблемы можно решить, если найти способ обратиться напрямую к президенту. Без этого возможности решения проблем, даже бытовых, в келейной бюрократической системе сводятся к нулю.
Во-вторых. Россия снова перешла в разряд промышленно отсталых стран, основной доход которой - это поставки на мировые рынки сырья.
В-третьих. Система государственного управления архаична, с элементами феодализма в самых худших проявлениях. Но если 100 лет назад это было наследием прошлого, то сейчас – искусственно воссозданная в результате «либеральных» реформ 90-х система.
В-четвёртых. Либеральная оппозиция, существующая ныне в России, отстаивает не национальные интересы, а действует в интересах глобализации. Так же, как буржуазное Временное правительство и после свержения царизма продолжало следовать интересам британских и французских олигархов, так и современные российские либералы действуют в интересах создаваемого Единого Общемирового Государства под управлением наднационального финансового бизнеса.
В-пятых. Если к власти в современной России придёт либеральная оппозиция (в результате какого-нибудь «майдана на Болотной»), то все их усилия будут направлены на присоединение России на любых условиях к процессам глобализации. При этом возникнет ряд проблем (прежде всего – утилизация «лишнего» населения), решение которых приведёт к сопротивлению и, как следствие, – к гражданской войне.
В-шестых. В период российского «постмайдана» появится потребность в сильной и адекватной силе, единственными представителями которой будут коммунисты (КПРФ). К тому времени все мифы и «фейки», которыми оброс период СССР за последние 25 – 30 лет, будут развенчаны, и «Социалистический ренессанс» будет вполне востребован.
История стремится повториться на новом уровне. Вот только «путинское самодержавие» слишком прочно окопалось в стенах Кремля и не испытывает трудностей. Самому «самодержцу» ещё только 65 лет, он полон сил и энергии. Ему ещё править и править, вот только… время течёт неумолимо. Не успеешь оглянуться, как ему будет 70… 75… 80…
Да, человек смертен. И не просто смертен а, как говорил Воланд, – «внезапно смертен»! Успеет ли самодержец-Путин подготовить себе достойную смену? Даже если успеет, – это будет другой человек, с другими мыслями, другим характером и существовать будет в другом мире. Будет ли вертикаль власти к тому времени выстроена таким образом, чтобы держаться не только на личном авторитете президента, но и на корпоративных интересах властной элиты? Сможет ли система эксплуатации государственной кормушки административно-чиновничьим аппаратом обезопасить себя от недовольства народа и социального взрыва? Неизвестно.
Прогнозировать будущее – дело неблагодарное. Футурологи середины ХХ века предсказывали постиндустриальный мир как эпоху всеобщего благоденствия, освобождения человека от низкоквалифицированного труда для реализации его потенциала в творчестве и науке. Вот наступили новые времена, и что мы видим? Вместо роботов, убирающих улицы, – мигранты из Азии. Вместо развития искусства – его деградацию. Вместо взрывного прогресса в науке – её упадок и расцвет лженаук. А ведь всё казалось таким радужным много лет тому назад…
Потому и прогноз на будущее России делать можно только с оговоркой: это всего лишь предположения, а как будут развиваться события – это никому не известно. Но о первостепенных задачах можно сказать уже сейчас.
И «кремлёвская камарилья», и либеральная оппозиция, сходятся в одном: не допустить реставрации советской системы и социалистических принципов как социально ориентированного варианта теории «общественного договора». Для этого и тем, и другим одной агитации мало. Необходимы процессы депросвещения населения (прежде всего – молодёжи) через либеральные школьные реформы, примитивизацию образования, пропаганду лженаук (астрологии, уфологии и пр.). Лишь человек, оторванный от научных знаний, «напичканный» верой в гороскопы, инопланетян, в то, что наука от него якобы скрывает «неудобные» факты, способен всерьёз воспринимать любую ахинею, не имеющую ничего общего с реальностью. В том числе – мифы про СССР.
Как противостоять усилиям либералов, стремящихся превратить россиянина в тупого барана, чтобы погнать его в лоно Единого Общемирового Государства под эгидой наднационального олигархата? Ответ один: ПРОСВЕЩЕНИЕМ.
Просвещение – это не просто образование, не просто набор знаний. Просвещение – это научные знания и методы в познании. «Подвергай всё сомнению», «доверяй, но проверяй». Слепая вера – это удел мракобесов.
А потому, считаю, что главная задача людей, ответственных за судьбу страны, – это просвещение населения. И прежде всего – молодёжи.
Из СМИ (как «прокремлёвских», так и «либеральных») создаётся впечатление, что в России идёт борьба только между двумя силами: «путинцами» и либеральной оппозицией. О «третьей силе» сознательно умалчивают и те, и другие. Но подавляющее большинство россиян не симпатизируют ни власти, ни либеральной оппозиции, занявшей русофобскую позицию, а потому – тихо «клянёт» и тех, и других. Развитию политической силы, отвечающей чаяниям большинства, мешают искусственно растиражированные мифы о «тёмном советском прошлом», и панический страх как власть имущих лишиться доступа к государственному бюджету, так и либеральной оппозиции потерять перспективу сменить нынешних «персон» у «кормушки» на себя любимых.
И опять задачей левой оппозиции (прежде всего – коммунистов) является не просто агитация, а ПРОСВЕЩЕНИЕ населения. Агитировать среди «тёмного» народа сродни Сизифову труду: сегодня ты убедишь его в своей правоте, а завтра твой оппонент убедит его в обратном. Лишь когда обыватель не просто образован, но просвещён (то есть умеет задаваться вопросами и находить на них ответы в логике вещей, а не в подражании чужому мнению, пусть даже модному и поддерживаемому многими другими), можно быть спокойным за будущее.
Развитие цивилизации привело сегодня к необходимости революционных преобразований в технологиях, в произведственных отношениях, в экономике и финансах, в социальной политике. А возможно, и в восприятии нравственных и культурных ценностей (не знаю, как насчёт «революции», но в переоценке отношений к этой сфере цивилизации человечество нуждается).
Мы сейчас стоим перед выбором: либо вернёмся к ценностям социального государства, либо деградируем до состояния аморфной массы слепых потребителей, главной задачей которых – обслуживание интересов наднационального финансового олигархата на территории России.
Вот так сто лет назад, в 1917 году, накопившиеся проблемы цивилизации привели к Великой Октябрьской социалистической революции в России, повлекшей за собой цепь событий, итогом которых стало становление двуполярного мира в послевоенный период. Несмотря на все противоречия, двуполярный мир сыграл огромную позитивную роль в формировании более-менее гармоничного мироустройства. И не случайно, именно период с 1949 по 1992 год считается «Золотым веком» Западной цивилизации. Вот только всему приходит конец.
Победа капитализма над Первым в мире государством рабочих и крестьян (главным конкурентом в процессах глобализации) оказалась пирровой. Проблемы, свалившиеся на индустриально развитые страны после развала СССР, оказались не просто сложными, а нерешаемыми в существующей (либеральной) системе в принципе. Капитализм изжил себя – подобно раковой опухоли проник во все сферы человеческой жизни, подчинил их интересам меркантильности, поставив тем самым цивилизацию на грань деградации и самоуничтожения. Но главное: лишившись сильного идеологического конкурента, капитализм потерял стимул к развитию и совершенствованию.
Через сто лет после победы социалистической революции в России с новой силой осознаётся значимость идей пролетарского государства как альтернативы деструктивному вектору «либерализма», возвращающего человека к идеалам тупого потребительства и ведущего человечество к примитивному животному существованию.