Заметки комсомольца
Искусство, как и культура в целом, есть часть общественной надстройки, а точнее - продукт экономического базиса. Первые свидетельства существования искусства относятся к эпохе палеолита, когда на стенах пещер были обнаружены наскальные рисунки и изображения животных. На протяжении многих тысячелетий пещерное искусство развивалось, и в эпоху мезолита и неолита можно наблюдать уже развитие геометрического искусства, появление первых изображений человека, обрядов. Тогдашнее искусство было необходимо первобытному обществу для обозначения тех или иных предметов, для передачи опыта и отображения окружающей реальности.
В Древней Греции искусство использовалась как описание философских концепций, иллюстрации тех или иных мифов и описание некой красоты. Если судить объективно, то это тоже обозначение материальной реальности для передачи опыта и дальнейшей более удобной коммуникации с помощью абстрагированной иллюстрации.
Далее, в эпоху Средневековья и Нового времени, в процессе развития общества искусство начинает входить во все общественные структуры и затрагивать больше сфер жизни общества. Таким образом, искусство развивается в сфере социальной коммуникации. Общее творчество чаще идет в развитие передачи той или иной точки зрения, наблюдается яркая попытка объяснить индивидуальное понимание мира или других общих вопросов. Либо же можно встретить банальную пропаганду, насаждающую более крепкую веру в церковь, монарха, господина или описание трудной жизни и деятельности «обывателя» тех времен.
В процессе развития мира искусства, мы наблюдаем весьма прочную и явную параллель взаимосвязи экономического прогресса и общего развития культуры. В древности культура помогала объяснить то или иное явление природы и общественной жизни, далее, в средневековье, искусство – это уже сформированная часть взаимодействия людей внутри одного пространства, оно служит для яркого описания той или иной прослойки общества, насаждения того или иного образа жизни.
С появлением буржуазного образа жизни культура как цельный продукт социального мира кардинально преображается. Мы перестаем видеть баллады о службе королю и богу и начинаем видеть вожделение некой абсолютной свободы, пропаганду некоего «братства», совмещенного со свободными ценностями, не имеющими тех или иных границ, где следствием мы наблюдаем раскрепощение общества, отрицание коллективного начала и проявление гиперболизированного индивидуализма, что по своему началу не так заметно, но отлично отражает свою суть в будущем.
Октябрьская революция внесла вклад в популяризацию культуры простого рабочего человека, способного самостоятельно, без помощи верхушек и внеземных сил создать все необходимые блага для жизни. Тем самым, советская культура возвращала проявление коллективного культурного начала в человеке и социальном мире, также дала преображение этой идее в виде современной адаптации (фильмы, стихи, песни, картины, скульптуры).
После падения народного советского правления и с возрождением капитализма в России общечеловеческая культура вернулась на абсолютные буржуазные рельсы. Мастодонты эксплуатации с приходом понимания, что больше нет идеологического врага, решили полностью открыть свое лицо и сделали с культурой то, что умеют лучшего всего, – превратили творчество в бизнес.
Современное искусство начинает заострять свое внимание не на общественной коммуникации, а на продаже себя как типичного рыночного продукта. Начинает зарастать статистами и менеджерами, ищущими более выгодные тренды, тем самым стандартизируя искусство, избавляя его от своих особенностей и индивидуальностей, превращая творчество в некую «фабрику», где выходят «клепаные шедевры», которые не могут выйти даже на уровень общенародной классики, ведь собой этот «шедевр» не несет никакой ценности.
Вследствие мы можем наблюдать следующую картину. Все творческие личности превращаются в одинаковых «клепаных» поп-звезд, создающих свои творения по абсолютно одинаковому алгоритму, поэтому в произведениях забывают упоминать про мораль, ценность истории, развитие человека и олицетворение прекрасного (Зачем? Это же невыгодно). Государство становится заинтересованным в пассивных и послушных рабочих без хорошего образования, чтобы лишить народ возможности самостоятельно управлять своей жизнью. Искусство начинает деградировать и заставляет людей мечтать о несбыточном, чтобы народ не задумывался о настоящих проблемах.
Только человек способен изменить собственную жизнь. Никакой эксплуататор и никакая неведомая сила не сможет исправить положения рабочих. Ведь это искусство и создают такие же люди, только теперь им платят за отображение той или иной точки зрения.
Искусство вместо коммуникации и способа общения, олицетворения прекрасного превратилось в жалкий товар со своим общим стандартом и цензом. Теперь в искусстве нельзя поднимать политические вопросы, нельзя использовать оригинальный подход. Все можно делать под дудку менеджера, который все обговаривает со своими хозяевами. Хочешь стать популярным? Тогда придется стать культурной «петрос» и продавать свой ум и физическое тело).
Человек, создающий искусство, должен относиться к этому не как к профессии или заработку, а как к донесению своей позиции по отношению к миру, к людям, вещам. Творчество – это инструмент донесения точки зрения, а не рыночный товар.