Начало 2017 года принесло грустные новости льготникам не только нашего, но и некоторых других регионов страны. Они стали терять значительные суммы социальных выплат, хотя в Министерстве труда и социальной защиты России до сих пор заверяют, что федеральные льготы и выплаты у людей никто не отнимет. Так ли это на самом деле?
Например, в Самарской области ветеранам перестали выплачивать денежные средства на транспортные расходы, которые появились в их кошельках еще в 2005 году после монетизации льгот. Деньги клали на социальную карту ветерана, и он мог ездить по этой карте на любом общественном транспорте неограниченное количество раз. Но с 1 марта прошлого года ввели лимит для всех ее пользователей — не более 50 поездок в месяц. Эта мера сильно ударила по кошелькам пожилых людей. Чиновники это объясняют «сложным» бюджетом и неуемным аппетитом транспортных предприятий. Но это еще не все. С того же времени у ветеранов и тех, у кого пенсия больше 19,5 тысяч, отобрали и так называемые ветеранские выплаты. В основном люди лишились денег на сумму более шестисот рублей в месяц. Такой шаг власти аргументируют введением принципа адресности и нуждаемости при распределении бюджетной поддержки.
Самарцы не одиноки в своих проблемах. В аналогичной ситуации оказались льготные категории граждан многих регионов. Так, в Хабаровском крае льготников лишили выплат на проезд в общественном транспорте еще в ноябре 2015 года. Раньше у них была возможность выбора: получить проездной билет либо денежную компенсацию. Теперь проездные билеты заменили денежными выплатами в зависимости от категории льготника.
В Алтайском крае до 2017 года пенсионеры могли получать льготы сразу за несколько статусов. Теперь только за один — по выбору. Выбрав, скажем, статус ветерана Алтайского края, пенсионер будет получать ежемесячную денежную выплату в размере 615 рублей, плюс компенсацию на оплату жилищных и коммунальных услуг, а также льготный проездной билет. В Омской области ежемесячную выплату для ветеранов труда сделали с этого года адресной. В Екатеринбурге резко, более чем вдвое, урезали льготы на проезд в общественном транспорте.
Между тем есть регионы, где региональные льготы не только не сократились, а даже приумножились. В Красноярском крае с этого года граждане, детство которых пришлось на годы Великой Отечественной войны, будут получать к 9 Мая выплату в размере 1000 рублей. Кроме того, на 5,3 процента проиндексирована выплата льгот ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам, родителям и вдовам погибших военнослужащих, другим категориям, имеющим меры федеральной социальной поддержки, пенсионерам без льготного статуса.
Появились льготы для детей войны и в Орловской области. В Костроме в конце прошлого года расширили перечень получателей бесплатного социального обслуживания на дому. В Калининградской области наиболее массовой мерой социальной поддержки пожилых людей является ежемесячная денежная выплата. Ее получают труженики тыла, ветераны труда и военной службы, жертвы политических репрессий и другие категории граждан, которым социальная поддержка гарантируется федеральным законодательством. В этом году ее размер 1650 рублей. Есть в области и льготы на проезд в общественном транспорте. Об отмене в этом году мер социальной поддержки разговоров не было. К этому следует добавить, что почти во всех регионах пенсионеры получают льготы на оплату капитального ремонта.
Приведенные сведения говорят о том, что в регионах по-разному трактуют употребляемый в федеральном законодательстве с декабря 2013 года термин «критерий нуждаемости». Хотя в Законе № 184-ФЗ о нем изложено предельно ясно. Регионы страны за счет собственного бюджета имеют право предоставлять меры социальной поддержки, исходя из критерия нуждаемости, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством, или определены регионом самостоятельно.
Особо следует подчеркнуть то, что у Министерства труда РФ нет инициатив по переводу федеральных мер, предоставляемых без учета критерия нуждаемости, на данный принцип. Вывод напрашивается один: либо в некоторых регионах социальными вопросами занимаются некомпетентные чиновники, либо это делается властями умышленно, чтобы за счет наиболее незащищенных слоев населения сэкономить средства регионального бюджета. И там, где надзорные органы строго следят за соблюдением федерального законодательства, которое не должно противоречить главному закону страны — Конституции РФ, там нарушений нет или они сразу устраняются. Стоит вспомнить действия Смоленской областной прокуратуры в отношении принятого депутатами Закона о льготах некоторым категориям граждан.
В статье «Закон принят, что дальше» было обращено внимание на то, что заключения областных надзорных органов о несоответствии положений ряда статей проекта областного Закона федеральному законодательству при его рассмотрении в областной Думе были проигнорированы и в принятом Законе не учтены. Прокуратура области начала работу по приведению некоторых положений нашумевшего Закона. Она направила в Думу предложения о внесении изменений в этот Закон. Поправки касаются ветеранов труда. Как известно, в Закон не вошла компенсация за оплату городского телефона. Ранее она содержалась сразу в двух законах — федеральном и областном. Надзорный орган счел отсутствие данной льготы нарушением федерального законодательства (часть 2 статьи 153 Закона № 122-ФЗ о монетизации льгот). Эта статья в целом закрепила положение о недопустимости снижения уровня социальной защищенности граждан. В ней предусмотрено: совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен. А условия их предоставления — ухудшены по сравнению с действующим законодательством. Поэтому прокуратура предложила в число мер социальной поддержки ветеранов труда вернуть ежемесячную компенсацию абонентской платы за пользование телефоном и предусмотреть ее ежегодную индексацию.
Однако депутаты отклонили эти поправки. Они объяснили это тем, что на это потребуются дополнительные расходы из бюджета и согласование с федеральными финансовыми ведомствами. Интересно, какие шаги предпримет областной надзорный орган? Ведь нарушены положения федерального Закона.
На очередном заседании областной Думы депутаты приняли во втором, окончательном, чтении поправки в отдельные областные законодательные акты. Большинство поправок внесено в Закон от 18.12.2008 № 79/2008-ОЗ. Они касаются порядка и условий предоставления компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Поскольку Закон не опубликован, то есть не вступил в силу, сейчас можно говорить только о предварительном его анализе.
Для некоторых категорий льготников областным Законом был введен критерий нуждаемости. Теперь на получение компенсаций из областного бюджета могут претендовать не все льготники. Одним надо уложиться с доходами в прожиточный минимум, другим — в полтора минимума. При расчете дохода учитывались все ежемесячные выплаты, в том числе и социальные. В таком случае за бортом оказывается значительное количество льготников. Чтобы как-то исправить свои ошибки, власть внесла поправки, которыми из общего дохода исключили суммы денежных компенсаций, региональный семейный капитал, компенсации расходов на проезд, субсидии. Такие поправки не соответствуют положениям Закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 20.08 2003 № 512. Кроме того, они нарушают положения статей 159 и 160 ЖК РФ. Как на такие нарушения отреагируют областные надзорные органы? Даже в случае разработки по этому вопросу областного закона, он не должен противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам (части 5 и 6 статьи 76 Конституции РФ). Что об этом не знают наши депутаты? Не думаю. Тогда зачем такие поправки приняли? Иначе как популизмом назвать это невозможно.
Одна из поправок предусматривает, что порядок расчета размера денежной компенсации для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг, устанавливается Правительством области. А где же они? Приняли областной Закон, внесли сейчас множество поправок в несколько областных законов, а подзаконных актов нет. Как же они будут работать? Опять по усмотрению чиновников?
В одной из поправок указано, что расчет денежной компенсации осуществляется на основании нормативов потребления коммунальных услуг. А это не соответствует положениям областного Закона, которым некоторым категориям льготников, в том числе, тем которые защищены федеральными законами, установлена ежемесячная фиксированная компенсация. Пресса поспешила сообщить, что поправки коснулись расчета компенсационных выплат. Это не совсем так. Изменения внесены в порядок и условия предоставления компенсации расходов. Проекта изменений постановления областного правительства, которым предусмотрен порядок расчета размера этих выплат, нет. Каких сюрпризов еще ждать всем категориям льготников после изменения положений этого постановления? У нас, как и на федеральном уровне, закон принимаем, а подзаконные акты будут через год или полтора. А как до этого будут работать Законы? Опять по усмотрению чиновников? Когда же это кончится?
К этому добавим, что согласно поправкам, внесенным в Закон № 79, граждане утрачивают право на меры соцподдержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с наличием у них задолженности по оплате этих услуг. Как показывает практика это в основном так называемые «нарисованные» долги. При той вакханалии, которая творится в области с работой расчетных центров, создаются условия для необоснованного ущемления конституционных прав граждан. С начала надо навести порядок в работе расчетных центров, разобраться, как они работают с платежными документами, и только потом вводить карательные меры. А вот этим никто из областных чиновников не желает заниматься. Находят тысячу отговорок, чтобы уйти от вразумительного ответа. Этим, по мере своих полномочий, занимаются общественные организации, помогая пожилым людям.
Следует также остановиться на поправках, согласно которым, даже четыре категории льготников, находящихся в юрисдикции федерального законодательства и получающих фиксированные денежные компенсации, обязаны, по одной поправке до 01.11.2017 года, по другой — до 01.01.2018 года, предоставить документы, подтверждающие отсутствие у них задолженности. В случае не предоставления этих документов выплаты компенсаций прекращаются. Возникает вопрос. На основании каких федеральных законов они должны их предоставлять? Статьей 160 ЖК РФ это не предусмотрено.
Принятый областной Закон № 85/2016-ОЗ — это своего рода кот в мешке. Закон принят, а сопутствующих областных законов и постановлений областного правительства практически нет. Он сейчас действует по усмотрению чиновников. Льготные категории граждан, даже защищенных федеральными законами, просто ограбили. Теперь начали принимать областные Законы с грубейшими нарушениями федерального законодательства. Почему власть делает все возможное, чтобы унизить старшее поколение. У них нет спокойной жизни. Покой им только снится. Их, больных, немощных, заставляют теперь ходить по очередям, чтобы, в угоду бюрократам, собрать якобы необходимые документы. Сколько организаций и расплодившихся расчетных центров нужно обойти, чтобы получить заветные справки. Не уверен, что все их получат. Хотя пенсионеры самые добросовестные плательщики всех, оказываемых услуг, при той вакханалии, которая творится во всех коммунальных организациях, могут неожиданно появиться долги. И им придется либо заплатить «нарисованные» долги, чтобы получить справку, либо отказаться от льгот. В первом случае за счет стариков будут обогащаться монополисты, во втором — пополняться областной бюджет, который разворуют чиновники. В итоге старики не получат даже те крохи, которые они заработали своим самоотверженным трудом.