В четверг, 24 ноября, депутаты областной Думы должны были рассмотреть в первом чтении один из нашумевших законопроектов — Социальный кодекс. Этот документ, как утверждают его разработчики, изменяет основы предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан. Кроме того вводится так называемый критерий нуждаемости. Он определяется, исходя из величины прожиточного минимума на душу населения. А это будет означать, что право на льготы сохранят только граждане, чьи доходы ниже величины официального прожиточного минимума. Это вызвало бурную реакцию у астраханских льготников. Было понятно, что проект ждет непростое обсуждение. Так оно и вышло. После довольно длительных дебатов депутаты проект Социального кодекса отклонили и отправили на доработку.
Как считает депутат Государственной Думы Леонид Огуль, люди мало информированы или вообще не информированы. Они даже не знают, что все федеральные льготы остаются. И далее сетует, почему не была проведена работа с населением? Почему не советовались с ним? Не собирали экспертов? В чем-то депутат прав, а в чем-то его выводы не соответствуют действительности.
Разработка Кодекса, где собраны все региональные законы и нормативные акты, касающиеся льготников региона, началась ещё в начале текущего года. В этом документе впервые предпринята попытка урегулировать весь институт, связанный с предоставлением мер социальной поддержки и социальной помощи, которые существуют в регионе. Для этого были четко определены полномочия органов государственной власти. Возникает вопрос. Какой власти, федеральной или региональной? Это важно знать, так как в силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая соцобеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и его субъектов. Разработчики, видимо, это забыли, превысив в некоторых случаях свои полномочия. Каковы последствия? Рабочая группа, изучающая проект Социального кодекса уже отметила два противоречия федеральному законодательству. Более подробный анализ этих нарушений нам предстоит ещё провести.
По мнению полпреда губернатора в областной Думе В. Гурьяновой , в проекте кодекса объединены все категории граждан, которые в настоящее время пользуются социальными льготами. Всего их 29. «И когда кто-то говорит, что те или иные категории теряют право на получение мер социаль-ной поддержки согласно этому кодексу, это инсинуация,— заявила госпожа Гурьянова. — Все 29 категорий в проекте закона сохранены». Не буду говорить громких слов. Однако, скажу по этому поводу, что это не измышление. Не стоит забывать, что проектом закона предусмотрено введение критерия нуждаемости. Если его утвердят, то на получение льготной компенсации смогут претендовать лишь те льготники, чей среднедушевой доход окажется ниже величины официального прожиточного минимума. Если доход окажется выше, то получите дырку от бублика. В проекте закона об этом четко написано. И не надо говорить, что это инсинуация или кто-то людей дезинформирует.
По словам Виктории Гурьяновой, в настоящее время социальная поддержка оказывается гражданам исходя из принадлежности к социально уязвимой категории, установленной законом, без учета их материального положения. По поручению Правительства РФ региональная власть начала реформировать институт социальной поддержки и помощи населению, сокращая при этом выплаты и экономя средства бюджета. И вновь вопрос. Каким федеральным законом или постановлением Правительства РФ такие полномочия переданы региону? А может, это какой-то очередной пилотный проект, о котором население не знает? Тогда расскажите об этом ему. Закон превыше всего. Если его нет, то такие высказывания не имеют юридической силы. Вы можете оставлять только те льготы и их размер, которые сможете оплачивать з а с чет с редств о бластного бюджета, и именно тем, кому они действительно необходимы. Но не ущемляйте интересы тех категорий граждан, которым социальная поддержка гарантирована федеральным законодательством.
Как было указано выше, рабочая группа в проекте закона обнаружила два противоречия федеральному законодательству. Это, во-первых, касается соцподдержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и пострадавших от репрессий. Такая поддержка им гарантирована феде- ральным законодательством вне зависимости от материального достатка. Во- вторых, это касается сельских учителей, которым законом об образовании гарантируется компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Поэтому введение критерия нуждаемости для данной категории льготников будет противоречить федеральному законодательству. Вызывает удивление, почему разработчики закона распространили критерий нуждаемости на чернобыльцев. Ведь они федеральные льготники и им льготы выплачиваются вне зависимости от уровня дохода. Так что к четырем категория граждан, которым льготы будут выплачиваться, как и прежде, без соотношения с критерием нуждаемости, нужно отнести и чернобыльцев. Соответствующие поправки необходимо внести в законопроект уже во втором чтении.
Большинство граждан узнало о Социальном кодексе из материалов, опубликованных в газете «Комсомолец Каспия» 5 мая текущего года. Населению было трудно судить о закономерности его положений только по одной газетной статье. Текст проекта Закона нигде не был опубликован. Как можно было его обсуждать в таком случае? Совсем недавно в одной областной газете появилось сообщение, что обсуждение кодекса началось в марте 2015 года. Это, видимо, техническая ошибка. Как известно, в основу областного законопроекта во многом положен аналогичный документ Волгоградской области, который был принят только 31 декабря 2015 года. Из этого следует, что обсуждение кодекса нашего региона могло начаться в марте 2016 года. Но кто об этом знал в то время? Только в мае СМИ сообщили о том, что в ходе общественных слушаний, о которых никто тоже не слышал, разработчики предложили внести в законопроект еще один критерий — оседлость. Областная Общественная палата, в нарушение части 2 статьи 19 Конституции РФ, была инициатором «ценза оседлости». Очень жаль, что на такие слушания не пригласили народных экспертов. Почему-то власть недооценивает их, считая, что они ничего путного ей не подскажут. Это непростительное заблуждение. Сегодня в век компьютерной техники, даже граждане, тем более пенсионного возраста, не имея профессионального юридического образования, разбираются в законах порой лучше, чем чиновники. Президент страны В. Путин постоянно напоминает, что в любом деле должна быть гласность, открытость. Тем более при разработке законов, которые касаются большинства населения, Очень жаль, что это у нас в области не в почете.
Если рассматривать проект Социального кодекса с моральной стороны, то здесь ещё немало вопросов. Не доверяет больше народ региональной власти, кредит доверия к ней исчерпан. «Действия по ухудшению нынешнего положения граждан сегодня неприемлемы. Если уже возник такой резонанс со стороны людей, значит, недостаточной была работа по разъяснению проекта. Не было диалога с населением», — считает депутат Государственной Думы. И с ним можно согласиться. Обратной связи нет. Чиновники не хотят слушать мнение граждан. А если не будет откровенного диалога, то это негативно скажется на доверии к власти и в регионе, и в стране в целом.
Ещё раз повторю. Попытки латать дыры в областном бюджете за счет населения — бесперспективны. Это ассоциируется с высказываниями главы Счетной палаты РФ Т. Голиковой . Она ещё летом этого года сказала, что резерв экономии за счет населения практически исчерпан. Возобладает ли здравый смысл региональной власти при принятии Социального кодекса. Или вновь победят ам-биции. Поживем — увидим.