Разве об этом мечтают жители посёлка Красные Баррикады?
О том, что Астрахань заслужила с незапамятных времён имидж города вонючего, знали все давно. Даже существовали географические границы этой самой вони.
Путешественники, следующие в наш город по железной дороге, говорили, что зловонная атмосфера начинает ощущаться с Чёрного Яра, а при движении к югу только нарастает.
Нобелевский лауреат М. Шолохов тоже отразил эту самую атмосферу в своём знаменитейшем произведении «Тихий Дон», это в той части, где Михаил Александрович описывает заготовку рыбы для казаков-повстанцев: «…и вонищу распустил, как в Астрахани», - Аникушка ругался на Христоню».
В позапрошлом году «фан» от свежайшей канализации просто преследовал пассажиров «газелей» и другого транспорта, пересекающих микрорайон им. Артёма, особенно там, где ерик Коньга. В прошлом году «фан» ощущался не так сильно, а в нынешнем году только слегка. Неужели на тот далеко не парфюм никто из ретивых природоохранников не обращал внимания?
Но это в городской местности. А что в сельской? Например, в Красных Баррикадах? Здесь общественники не дремлют. Так, общественный авторитет и беспокойный человек А. Крюков ведёт обширную переписку с природоохранными структурами, а также прокуратурой по поводу водопроводной воды, которая априори должна быть чистая, т.е. без примесей и запахов.
Пишет он по поводу канализационных стоков, которые априори должны быть такими безопасными, что их в принципе даже можно… пить. Последнее я не просто так сказал: киношники и телевизионщики любят эффектно снимать, как мутная канализационная жидкость, пройдя через фильтры и отстойники современных очистных сооружений, превращается… да-да, в питьевую воду! А начальник имярек очистных сооружений канализации зачерпывает эту воду стаканом и с аппетитом вливает в собственный пищевод! И мы хотим, чтобы у нас были такие же точно чистейшие сбросы!
Но что мы имеем? На основании очень важных документов, в частности, ответов от природоохранных организаций, прокуратур и т.д., переданных в наше распоряжение местными общественными авторитетами, тем же А. Крюковым, установлено, что очистные сооружения что водопровода, что канализации в посёлке Красные Баррикады были введены в эксплуатацию ещё в 1974 году. Износ магистральных и разводящих трубопроводов составляет аж 91%! Этот процент гораздо выше, чем износ газотранспортной системы Украины, которую уже откровенно сравнивают с металлоломом. Разве можно такой, образно говоря, «хлам» - я не про Украину – эксплуатировать?! Кто сказал, что нельзя? Когда ничего другого нет, то не то что можно, но даже и режь как нужно! Эксплуатируем и ещё как!
А какого качества питьевую воду получаем с очистных сооружений водопровода? Не очень качество-то! По поводу питьевой воды А. Крюков пишет письма в природоохранные организации. А оттуда приходят стандартные ответы, что водопроводная вода, извините за мой французский, в сеть поступает качественная! Что за такой «когнитивный диссонанс» - видим и пьём некачественное, а нас убеждают, что всё нормально, нас пытаются убедить, что всё «на должном уровне»?
А какого качества вода сбрасывается с очистных сооружений канализации (ОСК) в Волгу? Да никакого качества. Конечно, не совсем уж никакого, но очищается как-то совсем уж… неубедительно. По этим показателям, по тем, по другим и т.д. Например, на ОСК нет собственной лаборатории по определению микробиологических показателей. Да и вообще непонятно, кто разрешил деятельность самих ОСК. Но если нет ничего другого, то… То надо хотя бы что имеется эксплуатировать. Интересно, как ещё долго это можно делать, неужели до того времени, когда износ трубопроводов и оборудования достигнет 100 процентов и перевалит - немыслимое дело! - даже стопроцентный рубеж? Как-то один президент одной республики сказал, что на его подведомственной территории за «Единую Россию» будут голосовать 120%, то почему бы и магистралям не функционировать при 120-процентном износе? Действительно, почему бы и нет. Если там «зя», то почему здесь «низзя»?
Естественно, руководителей очистных сооружений периодически наказывают, в том числе и строго, предписания жёсткие выдают, ругают и т.д. Конечно, выдавать предписания легче, наверное, чем сделать капитальный ремонт. Но капремонт делают одни, эксплуатацией занимаются другие, предписания выдают третьи, следят за состоянием природных вод вообще четвёртые… Вот нашёлся бы некто, кто объединил бы всех… Вопросы, вопросы. Действительно, кто объединит- консолидирует их, таких «разнонаправленных»? Раньше как-то оглядывались на завод «Красные Баррикады»… Об этом скажем ниже.
Намедни по весне в астраханские СМИ была вброшена и долго турбулировала идея, что было бы неплохо, если бы вышерасположенные по Волге губернии, которые сбрасывают в Волгу стоки, платили астраханцам за сбросы. Мол, мы уже загрязнённую ими воду потребляем! Идея нашла спрос и была хорошо «продана». Ещё бы, можно не работая, получать деньги – что-то вроде алиментов, но на государственном уровне. Это же мечта любого сказочного Емели! Но выясняется, мы и сами не промах - как видите, тоже неплохо загрязняем водичку-то волжскую! Мы-то кому в этом случае должны платить? Махачкалинцам? Бакинцам? Ведь волжская вода при высоком половодье может достигать чуть ли не районов Южного Каспия. Так что чем кумушек считать трудиться, пенять на зеркало, кидать камушки в чужой огород, искать соломинку в чужом глазу и т.д., лучше бы озаботиться чистотой собственных стоков!
Скоро настанет окончательно знойное лето. Что оно может принести краснобаррикадненцам? Да мало ли чего. А в том числе и вот это: жаркими летними ночами, когда полностью отсутствует ветерок - обратим на этот факт внимание, на отсутствие ветерка, то есть на посёлок Красные Баррикады словно наползает откуда-то с севера, с Ильинки редкостное зловоние. Не того характера, что бьёт нам в носовые рецепторы на автомобильном мостике через Коньгу, не «животного», в смысле «из живота», происхождения, а зловредно химическое, явно рукотворного генезиса. Возможно, так смердит фурфурол. Или циклопентанпергидрофенантрен. Или дихлордиметилтрихлорметилметан. Или «микс» этих «ароматов». В общем, воняет, что хоть святых выноси. Примерно так ширяют в нос свежекупленные китайские кеды, только не так интенсивно.
Общественный авторитет А. Крюков тоже обратил на это дело внимание. А ему из природоохранных органов ответ: в пробах воздуха, который вы считаете негодным, ничего такого вредного не обнаружено! И вновь когнитивный диссонанс - получается, краснобаррикадненцы задыхаются от… чистого воздуха! Это что-то новое. Да на таком материале можно массу диссертаций защитить и стать хоть нобелевским лауреатом! Но кто-то станет нобелевским лауреатом, а краснобаррикадненцы продолжат задыхаться от вонючего газа. Хорошо, что не от газа «новичок». О случае с «новичком» писала вся мировая пресса, а в нашем случае – никто.
Конечно, принять участие во многих мероприятиях вроде капремонта очистных сооружений теоретически мог бы завод «Красные Баррикады». Вроде бы как раньше это были заводские объекты, но потом он от их содержания, согласно действующему с начала 90-х прошлого века законодательству, отказался. Но это я так, теоретически. А что практически? А то, что практически завода уже нет. Теперь даже помечтать, что завод может помочь в восстановлении этих объектов - не помечтаешь. Что же дальше, темнота беспросветная? «Не того» качества водопроводная вода, не до конца очищенные канализационные стоки? Воздух, от которого может перехватить дыхание?
После написанного.
В своей предыдущей статье «Спектор и Шпектор», опубликованной в нашей газете, я упомянул, что в Красных Баррикадах полно бродячих собак. А ещё среди ночи в наши парки могут забредать шастающие по округе лошади. Как бы в «ночное» попастись - сейчас засуха, а в парках трава гуще. Собаки на коней нападают. Шум, гам, ор, лай, ржанье, из-под топота копыт пыль по полю летит. Некоторые люди в два ночи уже спят, и им не всем нравится, когда их отрывает от сладкого сна эта какофония. И не знаешь, на чью сторону встать - собачек или лошадок.
В.К.