Когда-то райкинское ироничное «в Греции всё есть» советские мещане восприняли на полном серьёзе. В 2015 году Греции и всему постсоветскому мещанству можно только посочувствовать.
П РИ ЭТОМ стоит ли набрасываться на Ципраса, понимая, что при всей его «левой радикальности» невозможно было ожидать от него чуть ли не коммуно-социалистической решимости. После шантажа Меркель и Олланда «левый радикал» просто изменился в лице! Греки, 62 процентами голосов проголосовавшие на референдуме против «помощи» Евросоюза, не рассчитывали на такое малодушие своего лидера. Создалось впечатление, что Ципрас в «торговле» с ЕС, ЕЦБ, МВФ просто блефовал, рассчитывая на более серьёзные уступки. Можно даже предположить, что так оно и было бы, если бы греки на референдуме не сказали «охи» (нет), а греческий парламент не утвердил соглашение с зарубежными кредиторами.
А так Греция всё-таки получила от Брюсселя свои 86 млрд. евро финансовой помощи (в течение ближайших трёх лет через т.н. «Европейский механизм стабильности»).
Что же так напугало Ципраса и греческий парламент? А кого, кроме коммунистов и классово-сознательного рабочего класса, такое не напугало бы: 86 млрд. евро – это в дополнение к долгу в 320 млрд. евро на 11 млн. граждан страны! Коммунистов не напугало бы, потому что всё равно вся «помощь» через банковскую систему вернётся кредиторам, не создав производств, которые работали бы на благо тех, кто на них трудится. Не напугала бы, потому что, в соответствии с немецкими (в основном) планами, предполагается, что Афины смогут погасить последний кредит не раньше 2054 года!
Между тем уже менее чем через неделю Афинам потребовалось заплатить 7 млрд. евро (это примерно стоимость всей инфраструктуры страны), а к середине августа потребуется ещё 5 миллиардов. А 20 июля грекам предстояло выплатить ЕЦБ 3,5 млрд. евро, 20 августа предстоит выплатить ещё 3,2 миллиарда.
Будет проведена «рекапитализация банков» - то есть обычное для капитализма укрупнение капитала (глобального банковского). Всё это называется «проведением широких реформ, направленных на возвращение Греции на путь роста».
Роста чего? Прибылей ТНК за счёт обнищания стран, потерявших экономический суверенитет? США руками ведущих европейских стран решили для себя задачу – сохранение прежде всего валютного союза, позволяющего управлять Европой из единого центра. Создать греческий прецедент выхода из бесконечной кабалы не удалось.
Что означает такое «управление»? За долги пойдёт госсобственность, инфраструктура. С молотка пустят флот (судостроение же отобрали ранее «инвесторы» из Германии, Нидерландов, США). «Свободное передвижение капитала» (суть неолиберализма) выдавливает греков с их собственной территории. На продажу выставят дороги, газораспределительные сети. Судьба газового сектора «Турецкого потока» на греческой территории будет решаться не в Греции.
Снова заговорили о продаже греческих якобы «необитаемых островов». Да ещё и за бесценок – 10 тыс. евро за гектар (!). А то и ниже.
«Сэкономят» на ограничении пенсий и социальных выплатах. Ведь при капитализме пенсии рассматриваются как прямой убыток. Где вы, «борцы» за права стариков?!
Далее идут такие меры, как повышение налогов в туристической сфере (в сравнении с налогами в других «туристических» странах Е.С.).
«Гвоздь программы» - тотальная приватизация в Греции, создание на её основе якобы «независимого» фонда в 50 млрд. евро. Половину из этих средств отдадут банкам, другую – на сокращение коэффициента «долг/ВВП», который в настоящее время находится на уровне 177%. При «монетарном» балансе будет ли рост реально приватизированного производства? И, главное, производства чего, если уже в одной Германии производство «всего» уже есть?
При такой расстановке экономических сил альтернативная приватизации греческая национализация столкнулась бы с не меньшими, но более осмысленными и преодолимыми трудностями. Возможно, это было бы началом перехода к существованию стран в соответствии с тем, как они работают, а не грабят (вне и внутри ЕС) путём финансовых махинаций «по праву» виртуальных «рейтингов» и «трендов».
Вслед за Грецией последовали бы со схожими проблемами Португалия, Испания, Италия, Ирландия.
Тем временем в Афинах «против нового пакета финансовой помощи взамен на реформы» проголосовала почти четверть соратников Ципраса и зафиксирована самая серьёзная вспышка насилия за последние годы. У стен парламента произошли массовые беспорядки: недельные мирные манифестации завершились яростными столкновениями демонстрантов со стражами порядка. Арестовано несколько десятков человек.
Левая направленность сопротивления масс «стараниями» Ципраса, по наблюдениям обозревателей, может переродиться в мелкобуржуазную правую и даже профашистскую, уже имевшую место в новейшей истории Греции как родины европейской демократии. Урок всем, кому «Запад поможет».