Строительство оборонительного рубежа на дальних подступах к Астрахани началось в ноябре 1941 г. Его линия проходила от села Янго-Яскер до Джакуевки, протяженность 70 км. Работы велись до февраля 1942 г, затем возобновились в июле. В октябре рубеж уже был готов.
Сразу после этого развернулось строительство тылового рубежа и внутригородских оборонительных сооружений. К концу 1942 г. в Астрахани было создано 1380 огневых точек, дзотов, железобетонных укрытий, баррикад и других видов заграждений. Ежедневно на строительстве было занято 20 тысяч человек, в основном женщины и молодежь. Работы велись в тяжелейших условиях, в основном вручную. Песчаный грунт быстро осыпался, заваливая траншеи. Частые сильные ветры, переходящие в бураны, сметали все на своем пути. Приходилось по нескольку раз очищать траншеи. Песчаная пыль слепила глаза. Не хватало воды. Палящее солнце, зной, жажда. Но ничего не могло сломить упорства строителей.
Группа руководящих партийных работников возглавила строительные батальоны. Коммунисты организовали социалистическое соревнование за быстрейшее окончание работ.
Образцы организованности и героизма в труде показали на строительстве оборонительных сооружений коллективы рыбоконсервно-холодильного комбината, колхозники Икрянинского, Камызякского, Красноярского и Харабалинского районов.
Неоценимую помощь защитникам Сталинграда оказали астраханцы, построившие в кратчайшие сроки железнодорожные магистрали Владимировка-Паромная (180 км), Кизляр-Астрахань (344 км).
На возведении этих дорог ежедневно было занято 25 тысяч человек, и тоже преимущественно женщины. Строились дороги в осенне-зимних условиях. Возглавляли решающие участки коммунисты, личным примером в труде увлекая за собой всех строителей. Между бригадами и участками развернулось социалистическое соревнование, победителям каждую пятидневку вручали переходящее Красное знамя и денежные премии.
Мужество и самоотверженный труд победили. По линии Владимировка-Паромная движение открылось зимой 1941-1942г. Дорога Кизляр-Астрахань вошла в строй в августе 1942 г. Обе дороги связывались паромными перевалами у Астрахани и между станциями Паромная и Сталинград. В 1943 г. недалеко от Астрахани был построен временный железнодорожный мост.
Для десятков тысяч астраханцев, строивших эти объекты, на всю жизнь запомнились дни этой эпопеи.
Запомнились не только тяготы работы, палящий зной, песчаные бури, налёты фашистских стервятников, пытавшихся запугать их воем своих самолётов, пулемётными очередями, деморализовать издевательскими листовками: «Бабочки, мы закопаем вас в этих ямочках».
Запомнилась радость преодоления всего этого, дружба, которая родилась здесь и длилась потом всю жизнь, запомнились танцы и концерты, фильмы, просмотренные тёмной ночью в бескрайней степи: «Александр Невский», «Чапаев», только что вышедшая на экраны кинокомедия «Свинарка и пастух»
Под разрывами вражеских бомб водили большегрузные составы железнодорожники. Одним из них был шестнадцатилетний комсомолец Лёня Процек.
Впоследствии коммунист Леонид Ильич Процек, когда в 90-е годы запретили КПСС, одним из первых в нашей области вступил в КПРФ и был настоящим коммунистом до последних дней своей жизни. В свободное от работы время он до основания перебрал свой паровоз, отреставрировал его, и теперь он на вечной стоянке. Побывайте в Астраханском музее железнодорожников. Не пожалеете.
В поезде, который сопровождал главный кондуктор А.В. Осовнин, фашистские налётчики подожгли цистерну с нефтью. Алексей Васильевич влез на горящую цистерну и закрыл пробоину плащом. Пожар был потушен, груз доставлен по назначению.
Подлинным патриотом проявил себя дежурный по станции Досанг М.П. Косовнин. 24.10.1942 г. фашисты сбросили на станцию 30 бомб. Осколком была убита жена Косовнина. В это же время на другом конце станции погибли его 10-летний сын и 13-летняя дочь. Дети шли в школу. Но и в эти трудные минуты Косовнин не покинул своего поста, дежурил до тех пор, пока начальник станции не подменил его.
Подобные подвиги были массовым явлением. И женщины их совершали не реже, чем мужчины. В самое трудное для обороны Астрахани и Сталинграда время работала в восстановительной бригаде Польская (впоследствии Горохова) Мария Фёдоровна. Железнодорожные пути фашисты бомбили беспрерывно.
Только кончился налёт, несут хрупкие девчата шпалы. Орудия труда: кирки, лопаты, молоты. Как только сил хватало? Но в считанные минуты пути надо было восстановить: составы должны следовать беспрерывно.
И так изо дня в день, в зной, в пургу, в слякоть.
Низкий вам поклон, героические советские женщины.