Я была совсем ребёнком, когда моя сестра Рита однажды привела меня в кинотеатр «Модерн».
Старинное здание располагалось в самом центре на углу улиц Молодой гвардии – Володарского.
Войдя в него, я сразу обратила внимание на большие аквариумы с рыбами, вмонтированные в стены.
Они освещались электролампами. Вырвав у сестры свою руку, я подбежала к ним и долго разглядывала обитателей. А потом я увидела настоящую Африку, к своему изумлению. Это потрясло меня.
В фойе стояли большие кадки с роскошными пальмами. Редкостные у нас растения привлекали многих зрителей. Кроме них, тут были и другие экзотические виды зелёного братства. Я уже перешла во 2-й класс и умела читать, поэтому запомнила надпись в табличке на одной из кадок меньшего размера: «Аурукария».
Рита объяснила, что эта красота возникла в «Модерне» ещё до революции, и её оберегают.
Ни события 1917 года, ни гражданская война с её тяготами, ни голод 30-х голов, ни бомбёжки в Отечественную не могли отнять у астраханцев «чудо чудное, диво дивное», о котором знало всё Поволжье, особенно пассажиры судов, совершавших рейсы в Астрахань.
В зимнем саду выраставшим пальмам становилось тесно. Первая реконструкция помещения кинотеатра с поднятием крыши над растениями состоялась в 50-е годы. Позднее понадобилась и вторая.
Сад разросся ввысь и вширь, пополнился птицами и млекопитающими. Все последующие годы астраханцы и приезжий люд не переставали любоваться уникальным созданием человеческих рук. Здесь непременно любили фотографироваться и отдыхать, услаждая взор красотой.
«Модерн» уже давно был переименован в «Октябрь», вместо одного просмотрового зала в нём открыли три. Они отнюдь не пустовали. Даже живущие на окраинах в воскресенье дни охотно посещали это комфортное место.
После развала СССР кинотеатр с его билетами стоимостью 50 копеек за односерийный фильм перешёл в руки бизнесмена. Народное достояние превратилось в источник доходов одного лица. Это оказалось большей и роковой ошибкой. Всё было подчинено интересам нового хозяина. Услуги неимоверно вздорожали, и теперь дорога в «Октябрь» малоимущим закрылась.
Заботясь главным образом о своей наживе, делец, очевидно, не учёл, что для подержания имиджа кинотеатра он обязан содержать флору и фауну не хуже, чем это делало государство на протяжении десятков лет. А это немалые средства. Поэтому, в конце концов, он от объекта отказался, впрочем, не один год поэксплуатировав его «на всю катушку».
Случившийся в «Октябре» пожар изменил всю привычную картину. Он повлёк за собой гибель некоторых ценных видов растений (в том числе пострадала уникальная пальма) и крылатой фауны сада.
Почему-то более ста лет существования никаких «замыканий» в кинотеатре не наблюдалось. Прежние отцы города пуще глаза берегли «жемчужину» Поволжья не в пример нынешним.
Нам говорят, что ущерб невелик, что произошла случайность. Однако случайности такого рода, да ещё в неработающем кинотеатре, происходят, когда своевременные меры по пожаробезопасности не приняты, контроль за их соблюдением не ведётся должным образом.
Сейчас «Астраханьгражданпроект» занимается восстановлением «Октября».
Жаль, что больше нет среди нас Ираклия Андронникова, эмоционально рассказывавшего на Т V о подобных происшествиях, а то бы непременно «прославил» геростратов на всю страну.