Исполняется 200 лет со дня рождения Карла Маркса. Гениальный мыслитель и революционер по-прежнему учит, потрясает, вызывает бурные споры – и, значит, живёт.
Посвятив всю жизнь освобождению человека от оков угнетения, Маркс получил за это лучшую награду – память потомков и осуществление своих идей. Указав на коммунизм как грядущее человечества, он навечно заслужил честь быть наставником и вождём трудящихся всего мира.
Родившись в семье адвоката в небольшом немецком городе Трир, Карл Маркс вполне мог повторить судьбу тысяч сверстников – стать мелким служащим и «добропорядочным бюргером». Но эта перспектива претила ему с самых ранних лет. Уже в юношеских стихотворениях Маркса ярко виден бунтарь, восстающий против несправедливого мира, мечтатель, перед которым открываются волнующие горизонты лучшего будущего. Герой юного Маркса смело восстаёт против слепых сил природы и навязанных буржуазным обществом рамок и заблуждений.
Не могу я жить в покое,
Если вся душа в огне.
Не могу я жить без боя
И без бури, в полусне…
Под ярмом постыдной лени
Не влачить нам жалкий век.
В дерзновенье и в стремленье
Полновластен человек.
В этих стихах 18-летний Маркс удивительным образом предвидел всю свою жизнь – дерзновенный путь «человека, сложенного из энергии, воли и несокрушимого убеждения», как впоследствии писал о нём известный русский критик П.В. Анненков.
Но поэзия, при всём её увлечении Марксом, не давала ответы на поставленные жизнью вопросы. А их юноша страстно искал. Начинаются годы учения – сначала в Боннском, а затем в Берлинском университетах. Молодой Маркс изучает историю, философию, право, становится приверженцем взглядов Гегеля – прежде всего гегелевской диалектики, знакомится с произведениями Фейербаха.
Но быть просто эпигоном чужих идей – не для Маркса. Он видит недостатки философских систем, главная из которых – это умозрительность, оторванность от политической жизни. Карлу Марксу предстояло двинуть развитие общественной мысли далеко вперед.
Формируясь как наука, марксизм впитал в себя всё лучшее, что было создано за тысячи лет до его создания. Он основывался на передовых достижениях человеческой мысли. Его источниками стали английская политическая экономия и немецкая классическая философия, достижения социалистической мысли и успехи буржуазной исторической науки. Марксизм стал наукой об общих законах развития природы и общества, о методах познания этих законов.
Молодой Маркс стремился найти средство практической реализации философских идеалов и находит его в публицистической и политической деятельности. В 1842 году Маркс начинает сотрудничать в «Рейнской газете», где подвергает критике прусскую политическую систему. Становясь одним из редакторов, он превращает газету из осторожного буржуазного издания в настоящий боевой листок революционно-демократических идей, где клеймятся господствующие порядки и защищаются интересы обездоленных классов немецкого общества. Напуганное правительство закрыло «Рейнскую газету», но заставить замолчать смелого публициста ему было не под силу.
Вскоре Маркс переезжает в Париж. Начинается один из самых плодотворных и важных периодов в его жизни, приведший к становлению Маркса как полностью самостоятельного мыслителя.
Во Франции Маркс знакомится с идеями утопических социалистов, углубленно изучает историю и политическую экономию. Существенно расширяется круг его знакомств, ведь Париж являлся местом притяжения для людей науки и искусства со всей Европы, в том числе из России. В августе 1844 года происходит встреча Маркса с Фридрихом Энгельсом. Она положила начало крепкой дружбе и тесному сотрудничеству, которые, словами В.И. Ленина, «превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе».
Сотрудничая в таких изданиях, как «Немецко-французский ежегодник» и «Форвертс!», Маркс излагает свои революционно-новые идеи. Им выдвигается положение о пролетариате как общественной силе, способной освободить человека от социальных оков и осуществить коммунистическое преобразование общества. На примере Великой французской революции Маркс делает важные заключения, касающиеся классовой структуры и классовой борьбы, вскрывает антагонистический характер капиталистической системы. В главном произведении этого периода – «Экономическо-философских рукописях 1844 года» - он пишет об «отчуждённом труде» и подчёркивает, что при господстве частной собственности условия и результаты труда выступают по отношению к работнику как закабаляющая его сила. Для освобождения трудящихся необходимо уничтожение частной собственности и «действительное коммунистическое действие» - пролетарская революция.
Начав совместную работу, Маркс и Энгельс вскрывают несостоятельность идеалистической философии и разрабатывают материалистическую концепцию общественного развития с его центральным звеном – общественным производством. В «Тезисах о Фейербахе» формулируется решающее значение практики в процессе познания и в жизни общества. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», - писал Маркс.
Главным достижением этого периода является разработка в главных чертах исторического материализма – «величайшего завоевания научной мысли» (В.И. Ленин). Выработав диалектико-материалистический подход к анализу исторических явлений, Маркс и Энгельс показали неизбежность конфликта между устаревшими производственными отношениями и развившимися производительными силами. Закономерный результат такого конфликта – революционная смена отсталого способа производства более прогрессивным. А это влечёт за собой изменение всей политической структуры общества и форм общественного сознания. Так, исследуя закономерности развития человеческого общества, был открыт закон смены социально-экономических формаций.
Маркс выступает не только как теоретик, но и как практик коммунистического движения. В 1847 году создаётся первая международная организация пролетариата – Союз коммунистов. По поручению его конгресса Маркс и Энгельс пишут программу Союза – «Манифест коммунистической партии». В нём подчёркивается исторически преходящий характер капиталистического способа производства и эксплуататорская сущность отношений между трудом и капиталом. «Манифест» стал первой работой, в которой чётко обоснована идея диктатуры пролетариата как орудия коммунистического преобразования общества и положение о необходимости создания пролетарской партии как авангарда рабочего класса. Всемирное значение этой борьбы было выражено в призыве: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Появление «Манифеста» означало, что теория марксизма начинает приобретать фундаментальный характер.
Исторической проверкой марксизма стала революция 1848–1849 годов. Маркс возвращается в Германию, где под его редакцией начинает выходить «Новая Рейнская газета». Став штабом революционного движения, газета работает над вовлечением в борьбу пролетарских и крестьянских масс, а Маркс проявляет себя революционным трибуном и стратегом. Помимо издания, он возглавляет Кёльнский рабочий союз, занимается созданием массовой пролетарской партии.
Наступление реакции вынуждает Маркса покинуть Германию. Он поселяется в Лондоне, где продолжает политическую активность, анализирует уроки революции. Серия статей «Классовая борьба с 1848 по 1850 год» и работа «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» обогащает марксизм новыми идеями и положениями – о революциях как «локомотивах истории», союзе рабочего класса с крестьянством, возможности перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической и т.д. Большое внимание уделяет Маркс национально-освободительному движению народов мира. Откликаясь в своих статьях на индийское народное восстание и крестьянскую войну тайпинов в Китае, он выявил связь между антиколониальным движением и борьбой рабочего класса против господства капитала.
В эти годы проявляется огромная сила личности Карла Маркса. Живя в нищете, потеряв четырёх из семи детей, он не отказался от выбранного пути и продолжил самоотверженную работу. Её итогом стала разработка нового экономического учения. Опираясь на грандиозный массив материалов, проведя титанические исследования, Маркс дал глубокий анализ противоречий капитализма. На этой основе был создан главный труд мыслителя – «Капитал», над которым он работал до конца жизни.
Разработав теорию прибавочной стоимости, Маркс открыл механизмы её получения на основе продажи и использования товара особого рода – рабочей силы. Другим важнейшим выводом «Капитала» стала неизбежность перехода от капитализма – последней антагонистической общественной формации – к коммунизму.
Разоблачение природы капиталистической эксплуатации и обоснование теории пролетарской революции вооружили рабочий класс революционными идеями, дали толчок пролетарскому движению. В 1864 году при ведущей роли Маркса было создано Международное товарищество рабочих – 1-й Интернационал. В ожесточённой идейной борьбе с реформистскими и сектантскими течениями Маркс отстаивает его пролетарскую сущность – принципы интернационализма и классовой самостоятельности рабочего движения.
События подтвердили его правоту. Парижская коммуна 1871 года стала первой попыткой установления диктатуры пролетариата. Назвав её всемирно-историческим подвигом рабочего класса, Маркс инициирует международную кампанию солидарности с Коммуной, а после её кровавого подавления делает принципиальные выводы, главным из которых стала необходимость создания пролетарской партии для победоносной революции.
В последние годы жизни Маркса усиливается его внимание к нашей стране. Он неоднократно указывает, что именно Россия может сыграть важную роль в мировом революционном процессе. В 1882 году в предисловии к русскому изданию авторы «Манифеста Коммунистической партии» назвали Россию передовым отрядом революционного движения в Европе. Это лучше всего опровергает звучащие в адрес Маркса обвинения в его «антирусской позиции». Сами же эти обвинения на рубеже ХХ-ХХI веков многократно усилились. Однако и контакты Маркса с русскими революционерами, и его письма Вере Засулич, и его рукописное наследие, хорошо изученные советским исследователем Раисой Конюшей, свидетельствуют об обратном.
Да, великий революционер не любил царизм, как и другие реакционные режимы. Но он не смешивал эту оценку с отношением к самому русскому народу. Больше того, он живо интересовался тенденциями развития капитализма в России, и в последние годы жизни высоко оценивал её революционный потенциал. Симпатии Маркса к нашей стране явно росли, и в своих новых работах он планировал отвести ей столь же значимое место, какое в первом томе «Капитала» было отведено Англии.
Итогом теоретических изысканий Маркса стала целостная теория капитализма. В период расцвета буржуазного общества он уже видел его исторически преходящий характер. Он показал, что эта фаза в развитии человечества завершится, как и предыдущие, что на смену ему придёт качественно новая формация, которую будет отличать отсутствие эксплуатации человека человеком.
В 1883 году сердце Карла Маркса перестало биться, но его идеи, овладев миллионами умов, оказали решающее воздействие на дальнейший ход истории. Учение Маркса продемонстрировало свою способность к дальнейшему развитию. Важный этап в его биографии начался благодаря деятельности Владимира Ильича Ленина. Одна из важнейших его заслуг – это характеристика империализма как одного из этапов капитализма.
Развив марксизм и обогатив его важными открытиями, В.И. Ленин дал все основания говорить о марксизме-ленинизме. Не меньшая его заслуга состоит в практическом применении этого учения. Именно Ленин стал создателем большевистской партии – боевого авангарда российского рабочего класса. Россия же стала родиной первой победоносной социалистической революции, столетие которой мы отметили в 2017 году.
Мы вправе говорить о поступательном развитии идей Маркса. Если в XIX веке теория социализма, как писал Ленин, превратилась из утопии в науку, то XX век был ознаменован началом практического возникновения и развития социализма как общественно-экономической формации.
Успехи социализма в минувшем веке заставляли даже злобных антикоммунистов признавать значение великих идей. Широко известный Збигнев Бжезинский в 1970 году отмечал, что марксизм представляет собой «наиболее влиятельную теорию нынешнего столетия». Разумеется, растущее влияние марксизма вызывало яростное противодействие его противников. Марксизм слишком наглядно разъяснял эксплуатируемым механизмы их порабощения, открывал перспективу неизбежной замены эксплуататорского общества. На всех этапах своего развития марксистское учение подвергалось нападкам со стороны апологетов капитализма. Они боялись его тем сильнее, чем привлекательнее казалось оно трудящимся.
Любые утверждения о крахе марксизма-ленинизма в коне ХХ века — пустопорожняя болтовня. Парижская коммуна просуществовала 72 дня. Советский социализм строился 72 года. Сегодня социализм развивается в Китае, Вьетнаме, Корее, Лаосе, на Кубе. О приверженности ему заявляют лидеры целого ряда латиноамериканских стран. Идеи социализма по-прежнему живут в сердцах и умах миллионов людей по всему миру. Налицо не поражение, а исторический прогресс марксизма.
После разрушения СССР число тех, кто «хоронил» учение Маркса, было как никогда велико. Но и сегодня его основатель занимает первые места в опросах общественного мнения как один из крупнейших мыслителей прошлого, идеи которого сохраняют научное и политическое значение. 10 лет назад по данным опроса Би-Би-Си Маркс был признан главным мыслителем второго тысячелетия. В списке из десяти таких мыслителей Дарвин идет на четвертом месте, Ньютон — на третьем, Эйнштейн — на втором, а Карл Маркс – на первом.
Несмотря на все измышления о «неактуальности» и «утопичности» марксизма, он остаётся самой передовой теорией развития человеческого общества. Творческий теоретический поиск в рамках марксистской традиции был характерен для ХХ века, и он продолжается в наши дни. Хочу напомнить, что когда мы готовили новую редакцию Программы КПРФ, её широкое обсуждение немало способствовало усилению внимания партии и её сторонников к теоретическим проблемам. А такое внимание крайне важно.
В полной мере соответствовать званию марксиста даже в советское время было не так уж просто. Это требовало серьёзнейшей мыслительной работы. Не случайно на февральско-мартовском пленуме 1937 года Сталин говорил, что не знает, многие ли члены ЦК, секретари обкомов и крайкомов усвоили марксизм. Он обращал внимание на то, что это крайне непросто — овладеть марксизмом. Он говорил, что требуются десятилетия, чтобы усвоить эту теорию. Сталин выдвигает задачу переобучения всех руководящих членов партии через специальные курсы. Помня об этом, ЦК КПРФ пять лет назад создал Центр политической учёбы, где наши товарищи с мест вооружаются необходимыми знаниями.
Современное состояние капитализма полностью поддается анализу с точки зрения марксизма. Капитализм уже прошел высшую точку в своем развитии. Сегодня он переживает глубокий кризис. Мы видим, как его сохранение не только не сулит прогресса, но и угрожает человечеству усилением борьбы за ресурсы, обострением локальных и глобальных военных конфликтов. Капитализм несёт в себе усугубление экологических и техногенных проблем, угрожает человечеству деградацией культуры, духовности и нравственности.
Господствующая в мире социально-экономическая система себя исчерпала. В этих рамках человеческая цивилизация не имеет шансов для дальнейшего прогресса. Крайне болезненно отразился отказ от социалистического пути развития на судьбах России и других стран, входивших в состав СССР. Тем временем пример Китая и Вьетнама прямо указывает на преимущества социалистических принципов организации общества.
Да, перспективы успешного развития человечества напрямую связаны с переходом к социализму. Конечно, такой переход не будет автоматическим. Потребуется наступательная, хорошо организованная борьба трудящихся под руководством коммунистов. И их владение собственной теорией крайне важно.
Маркса уже при жизни называли великим мыслителем своего времени. Сегодня о нем продолжают писать. Его читают и изучают. О нём издают новые книги. Кризис капитализма усиливается на наших глазах, и это только усиливает интерес к Марксу и его учению.
Идеи о неизбежном торжестве социализма как истинно свободного общества вдохновляют на борьбу новые поколения коммунистов. Именно так они вдохновляли самого Маркса на героический, полный великих открытий жизненный подвиг.
Ещё будучи студентом, Карл Маркс назвал своего любимого персонажа древнегреческой мифологии. Им оказался Прометей – титан, бросивший вызов богам и подаривший людям огонь. «Прометей – самый благородный святой и мученик в философском календаре», - написал Маркс. Этот образ стал отражением самого Маркса, отдавшего жизнь освобождению человечества от эксплуатации, борьбе за счастье рабочего класса. Поэтому Маркс – это не прошлое, это настоящее и будущее мира, гений и провозвестник социалистического преображения мира.