30 июня исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося учёного-механика, генерального конструктора авиационной, ракетной и ракетно-космической техники, крупного организатора производства, талантливого педагога, общественного деятеля Владимира Николаевича Челомея.
Под его руководством были созданы системы вооружения, не имеющие себе равных. Противокорабельными крылатыми ракетами разработки НПО машиностроения были оснащены 80% ракетных надводных кораблей и 100% подводных лодок – носителей крылатых ракет. Количество межконтинентальных баллистических ракет и боевых блоков, созданных под руководством В.Н. Челомея, в разные годы превышало 65% от общего числа в обеспечении ракетных войск стратегического назначения.
Родился Владимир в семье учителей в городке Седльце в Польше 30 июня 1914 года. Первая мировая заставила семью Челомеев искать более спокойное место обитания – Полтаву.
В 1937 г . Челомей с отличием окончил Киевский авиационный институт. Дипломная работа на тему «Колебания в авиационных двигателях» была защищена блестяще. После окончания института работал в Институте математики АН УССР и учился в аспирантуре. В 1939 г . защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций».
В 1940 г . было учреждено 50 Сталинских стипендий для особо выдающихся молодых ученых, работающих над докторскими диссертациями. В их число был включен и Челомей.
В июне 1941 года Челомей выехал из Киева в командировку в Москву в Центральный институт авиамоторостроения (ЦИАМ), но война не позволила ему вернуться в Киев. 1 июля 1941 г . В.Н. Челомей поступает на работу в ЦИАМ в должности начальника группы реактивных двигателей. Здесь он приступает к практической реализации своей идеи (которой он «заболел» еще в студенческие годы) создания нового типа реактивного двигателя периодического действия – пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД).
19 сентября 1944 г . приказом наркома авиапрома А.И. Шахурина 30-летний В.Н. Челомей назначается «директором и главным конструктором завода № 51 наркомата авиапрома с оставлением на работе в ЦИАМе».
Соединение опыта ЦИАМа по разработке ПуВРД и опыта завода по созданию самолетов Н.Н. Поликарпова с ударными темпами круглосуточной работы без выходных позволило уже в сентябре 1944 года разработать и запустить в производство конструкторскую документацию на советский аналог ФАУ-1 – беспилотный самолет-снаряд 10Х авиационного базирования (с ПуВРД Д-3). 25 декабря 1944 г . были успешно проведены заводские испытания ПуВРД, а 20 марта 1945 г . в районе г. Джизак Узбекской СССР начались летные испытания самолетов-снарядов, которые подвешивались под переоборудованные серийные бомбардировщики. Коллектив и его руководитель работали с большим энтузиазмом и напряжением. В сентябре 1945 г . Челомей был награжден первым (и сразу высшим!) орденом Ленина, как он написал в автобиографии - «за особую НИР по авиадвигателям».
За девять лет (с 1944 г . по 1953 г .) были разработаны самолеты-снаряды авиационного (10Х, 14Х, 16Х) и наземного базирования (10ХН) с ПуВРД. Однако ни один из вышеназванных самолетов- снарядов В.Н. Челомея не был принят на вооружение Советской Армии из-за позиции военных, которых не устраивала дозвуковая скорость полета и надежность изделий, низкая точность попадания при дальности в 240 км и ряд других моментов, несмотря на то, что авиапром поддерживал В.Н. Челомея. 19 февраля 1953 г ., незадолго до смерти Сталина, было принято постановление Совмина о прекращении работ под руководством В.Н. Челомея и передаче завода № 51 и его ОКБ в КБ А.И. Микояна в качестве филиала. Главный конструктор не мог смириться с ликвидацией своего КБ и ведет тяжелую борьбу за выживание, доказывая ошибочность принятого решения и убеждая новое руководство страны и отрасли в необходимости продолжения работ по крылатым ракетам, в первую очередь – в интересах ВМФ СССР. В 1954 г . он добивается создания Специальной конструкторской группы, которая по постановлению правительства от 19 июля 1955 г . реорганизуется в опытно-конструкторское бюро – ОКБ- 52 в подмосковном городе Реутове с передачей ему небольшого Реутовского мехзавода (РМЗ). Тем не менее, именно ОКБ-52 было суждено стать «третьим китом» ракетно-космической отрасли СССР (после фирм Сергея Павловича Королева и Михаила Кузьмича Янгеля). Впоследствии ОКБ–52 Минавиапрома дважды переименовывалось: в 1965 г . – в Центральное КБ машиностроения (ЦКБМ) Минобщемаша СССР и в 1983г. – в НПО Машиностроения. В.Н. Челомей был бессменным руководителем своей организации.
Самое известное, но далеко не единственное изобретение В.Н. Челомея – раскрывающееся в полете крыло и старт с коротких направляющих – изменило облик ракетного оружия и его носителей и используется во всем мире.
Благодаря этому изобретению началось победоносное шествие крылатых ракет. За стратегической ракетой П-5 следует противокорабельная ракета П-6. Продолжая работы по этой ставшей традиционной для предприятия тематике, В.Н. Челомей и его коллектив сдают на вооружение комплексы противокорабельных ракет для Военно-Морского Флота: первая в мире крылатая ракета с подводным стартом «Аметист», затем ПКР «Малахит», комплекс с ПКР большой дальности «Базальт», универсальный ракетный комплекс «Гранит». Благодаря их высоким летно-техническим характеристикам (возможности старта из подводного и надводного положения носителей, сверхзвуковой скорости полета, загоризонтной дальности стрельбы) наш Военно-Морской Флот получает лучшее в мире ракетное оружие. А комплекс «Гранит» - это совершенная система вооружения для борьбы с высокозащищенными группировками противника на море - и в настоящее время составляет основу противокорабельного вооружения ВМФ.
Не менее пионерскими были работы В. Н. Челомея в области ракетно-космической техники. Достаточно вспомнить «Алмаз», положивший начало направлению пилотируемых орбитальных станций: богатое наследство этого комплекса продолжает жить во всех космических станциях, кто бы их ни строил. Все «Салюты» и «Мир» созданы на базе технического задела по орбитальным пилотируемым станциям ОПС комплекса «Алмаз», а их научные и технологические модули – на базе транспортного корабля снабжения ТКС. Международная космическая станция унаследовала от «Алмаза» конфигурацию главного служебного модуля «Звезда», а от транспортного корабля снабжения – функционально-грузового блока «Заря».
Но он был и образцовым ученым. На первом месте у него было увлечение вибрацией. В одном из интервью он сказал: «Ракета-это вибрация, вибрирует всё: двигатели, корпус…» Будучи человеком увлеченным, обладая неиссякаемым даром научной фантазии, Владимир Николаевич всё своё свободное время отдавал исследованию новых закономерностей в природе. Он не был простым мечтателем. Начиная проектировать «Гранит» он фантазировал примерно полгода… Проходило время, он говорил: «Ну хорошо, это в будущем, а сейчас будем делать вот так…» Или «полетим в космос… будем делать крылатые пилотируемые аппараты с атомными и плазменными двигателями» – в проработке всегда находилась масса идей – а потом «будем заниматься тем, что есть сегодня на Земле».
Подход В. Н. Челомея к космическим разработкам характеризовался двумя свойствами: необходимостью использования спутников для решения земных задач в интересах заказчиков (ВМФ, РВСН) и новизной, не пугавшей его, несмотря на фантастические замыслы при первом впечатлении. Именно на фоне успешных запусков первых аппаратов ОКБ-52 проявился один из показателей самого важного прагматизма – оборонного, присущий генеральному конструктору, его коллективу, смежникам, коллегам.
Большинство трудов Владимира Николаевича, имевших оборонное значение, засекречивалось. Но были и открытые публикации, в которых раскрывался Челомей-ученый. В 1983 году была издана основополагающая работа «Парадоксы в механике», вызванные вибрациями».
Умер он внезапно – тромб оборвал его жизнь в 1984 году.
Владимир Николаевич был выдающимся педагогом, блестящим популяризатором науки. Лекции его всегда вызывали глубокий интерес у слушателей и специалистов как ясностью и четкостью изложения, так и насыщенностью материала и яркостью образов. Под руководством В.Н. Челомея большая группа учеников защитила диссертации.
В 1960 году он основал в МВТУ им. Баумана кафедру «Динамика машин» и бессменно руководил ею до конца жизни. На одном из совещаний он однажды задал вопрос: «Кто такой генеральный конструктор?» Ответов было много, но ему понравился один: «Генеральный конструктор – это генератор идей».
Таким и был Владимир Николаевич Челомей, по словам маршала Советского Союза Д. Язова, «истинный патриот, сын своего Отечества, бравший на себя и решавший колоссальные проблемы».