7 июня состоялась «прямая линия» Президента РФ В.В. Путина с гражданами страны. Ее итоги прокомментировал Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганов.
- Почти четыре с половиной часа продолжалась беседа Президента со страной. В этот раз у нее был качественно иной формат. По сути дела, встречался со страной не только Президент, но и весь состав правительства. И многие недавно назначенные им исполняющие обязанности губернаторов.
Он начинал свое выступление с необходимости прорыва и, прежде всего, в научно-технологической отрасли. А закончил пожеланием крайне необходимой консолидации общества и такого рода прорыва, без которого мы можем окончательно отстать и даже не успеть в последний вагон убегающего мирового поезда. Я абсолютно согласен с такой постановкой вопроса. Правда, добавил бы еще к той идее, которую он вчера высказывал: или у нас будет суверенитет, или не будет нашей державы.
Но хочу вам напомнить, что в мире более двухсот стран и лишь десяток имеют тысячелетнюю историю. Есть всего несколько государств, которые за свою историю изобрели все виды научно-технического и художественного творчества. И лишь две страны в мире за последние пятьсот лет не теряли суверенитета. Это наша страна и Англия. Поэтому для нас вопрос суверенитета – это вопрос исторического выживания. И мы обязаны все сделать, чтобы он был решен.
Реального, полноценного суверенитета у нас сегодня нет. Потому что в ведущих отраслях экономики от 45 до 95 процентов собственности принадлежит иностранному капиталу. Они нам могут продиктовать свои условия. Тем более, санкции, которые накладывают Трамп и Запад, с каждым разом все более усугубляются и осложняют нам жизнь.
Когда Президент выступал со своим посланием, он жестко поставил задачу выйти на мировые темпы экономического развития. Мировые темпы сложились в прошлом году на уровне более 3,5 процентов. В этом году держатся на том же уровне. А мы топчемся вокруг полутора процентов. Если отбросить сырьевую составляющую, не будет и этого. Чтобы сохранить свой суверенитет и перспективу, мы последние сто лет имели темпы развития выше мировых. Только в последние десять лет наши темпы просели, и мы потеряли очень много.
Каким образом будем выходить на мировые темпы? В своем послании Президент потребовал, чтобы выработка ВВП на человека выросла за эти шесть лет в полтора раза. Это значит, что надо выходить на темпы примерно 6-7 процентов. На мой взгляд, задача практически реальная, но при одном жестком условии: если либерально-рыночный курс будет изменен на курс созидания, курс освоения современных технологий, курс, который направлен на мобилизацию всех ресурсов во имя интересов граждан страны и внутреннего развития. Курс, который позволит реализовать всем талантливым людям свои возможности. Но такого курса нет. И сегодня, выступая, президент снова подтвердил свою приверженность либерально-рыночным отношениям. Олигархию, этих двести упырей, которые захватили основные национальные богатства, трогать не будем. Прогрессивную шкалу вводить не надо. Не соберем. Это полная ерунда! Из двадцати передовых стран мира девятнадцать ввели прогрессивную шкалу и собирают налоги.
Каким образом вы будете консолидировать общество для того, чтобы оно действовало по общей программе, если у вас жесткий раскол, который нарастает? Эти двести кланов умножили свои богатства и сосредоточили в своих руках почти 500 миллиардов долларов. А население 45-й месяц подряд продолжает терять доходы.
Когда заявляют, что доходы якобы растут, это неверная статистика. Президенту задавали вопросы и учителя, и врачи, и медсестры. И они подтвердили, что за последние месяцы потеряли очень много. Перед президентскими выборами добавили зарплату преподавателям вузов, начиная с МГУ, но сейчас некоторым убавили. Кое-где и наполовину.
Что касается капитала. У нас только в банках заморожено 26 триллионов рублей. Банки – это институт развития, а не институт спекуляции. Банки обязаны выдавать кредиты для того, чтобы развивалось производство. У нас мощности на производстве загружены на 60 процентов, а в высокотехнологичных отраслях – на 40-50 процентов. Желаете поддержать – дайте нормальные кредиты. И завтра вы получите отменную продукцию в необходимом количестве.
В прошлый раз Путин в своих указах ставил задачу создать 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Эту программу провалили с треском. Поэтому сегодня давайте подумаем, как использовать талантливых людей. В 2016-м году из страны убежало 20 тысяч, а в прошлом году – 42 тысячи высококлассных специалистов. И они продолжают бежать. Не в страну бегут, а из страны бегут, причем наиболее грамотные и квалифицированные. Так создайте им условия для работы у нас, в России!
У нас есть ряд отраслей, которые продолжают работать на мировом уровне. Это атомная энергетика, это ракетно-космическая и авиационная промышленность. Почему же мы закупаем «Боинги» и не развиваем свое производство? Почему «Суперджет» никак не доведем до ума? Почему новые самолеты не поставим на крыло?
Американцы отказали Ирану в закупке большой партии самолетов, мы могли бы занять этот рынок. На 15 авиационных заводах мы еще недавно производили полторы тысячи летательных аппаратов, каждый третий в мире пассажир летал на «ИЛах» и «ТУшках». Но почему не вкладывают ресурсы в эти направления?
Надо также подтянуть станкостроение, электронику, приборостроение, биотехнологию. У нас есть математики высшего класса. Но они сидят у Билла Гейтса и в «Боинге», занимаются в лабораториях Европы. Почему мы у себя не дали им возможности развиваться?
Я в четырехчасовом выступлении не услышал о главных приоритетах, без которых невозможно выполнить установки, высказанные Президентом в его послании. Я этого не услышал и у министров. Говорят о частностях. Если вы собираетесь с кем-то соперничать, выйти на мировые темпы, вы должны думать не одним годом и тремя месяцами. Вы должны думать пятилетками, десятилетками и двигаться вперед. Китайцы имеют план на 40-50 лет вперед. Почему мы этот уникальный опыт не берем на вооружение?
По моей инициативе Госдума приняла закон о промышленной политике и о стратегическом планировании. Мы с президентом его обсудили, он согласился. Договорились создать соответствующие программы. Отдали его в правительство предыдущего состава. Оно его заморозило на три года. Потому что не оказалось ни кадров, ни технологий, ни порядка стыковки этих программ. В нынешнем году надо снова приступать к реализации этого стратегического плана. Но на эту тему нет ответа.
Долго и подробно объясняли, почему бензин вырос в цене почти на 10 процентов. Это проявление абсолютной беспомощности правительства! Оно не в состоянии отрегулировать элементарные вещи в стране, где добывается по три тонны нефти на человека. Мы все имеем золотой запас. Это проявление беспомощности федеральной антимонопольной службы. Если бы такое случилось в США, антимонопольная служба раздела бы эти компании, а то и посадили тех, кто допустил рост цен. А эти разводят руками! На пять рублей выросли в цене солярка и бензин. И вроде ничего сделать не могут! Неправда, могут! Если бы захотели, могли бы в первый день сделать. Подняли бы внешние пошлины, и все бы закончилось. Но это еще раз свидетельствует о нежелании решать данные проблемы. У нас полная монополия в этой сфере, которой владеют четыре крупные компании. Они между собой все решили, и тут скорее пахнет криминальным сговором, нежели реальным регулированием цен.
Могу напомнить цифры, ведь рынок-то есть везде. В Иране литр бензина стоит 17 рублей, в Венесуэле 1 цент, то есть меньше рубля. Если посмотреть на Сирию, то и там бензин стоит в два раза меньше, чем в России. Почему же у нас, где море нефти и газа, цены на бензин и солярку, по сути дела, удушили всю страну? Удушили частников, удушили производство, удушили малый и средний бизнес. И сейчас эта цепочка расползется по всем товарам. Но самое потрясающее, это происходит как раз тогда, когда надо сеять, готовиться к уборке, косить траву.
У нас 80 миллионов гектаров пашни. Солярка подорожала сейчас на 4 – 5 рублей. Это значит, для того, чтобы засеять один гектар, надо потратить на 700 рублей больше. Умножайте 700 на 80 миллионов, и вы получите, что из кармана крестьянина украли 56 миллиардов рублей. И сидят, пожимают плечами!
На мой взгляд, наиболее удачно и эффективно опять были рассмотрены внешние вопросы. Правда, Владимир Владимирович подходил к ним очень аккуратно: это все партнеры, друзья, товарищи. Но надо помнить одну простую вещь. Мы для американцев и англосаксов главные конкуренты. Они считали, что после 91 года нас удушили. Но мы снова стали восставать, снова отстаивать свои интересы, снова заявлять о своем характере, снова демонстрировать заботу о своей безопасности. Им это жутко не нравится. Да, они не могут пойти на нас большой войной, но психологическую войну развязали. Чтобы опорочить наших спортсменов, просто из штанов выпрыгивали, особенно англичане. Они даже пытались бойкотировать Чемпионат мира по футболу, который пройдет в России. То же самое касается и зимних Олимпийских игр. И это будет продолжаться.
Почти на всех российских начальников наложили санкции. В этот список не попали только трое: Кудрин, Чубайс и Набиуллина. Почему? Недавно Михалков, не знаю, как ему хватает воли и мужества, показал, как этот главный приватизатор продавал вашу национальную собственность, собранную за тысячу лет. Гигантский корабль по стоимости двух иномарок. Завод с сорока тысячами рабочих по стоимости трех иномарок. Это просто сумасшедший дом! Ведь он «загнал» вашу собственность на 1 триллион долларов. А продал ее за 7,2 миллиарда долларов. За это в любой стране к стенке поставят. А у нас не захотели рассматривать! Мы проверяли, у нас десять томов материалов лежат. Счетная палата, Степашин представил и пять раз их вносил. Но отказались рассматривать. И сейчас сидит тот же Кудрин со своим центром и предлагает: давайте продадим оставшееся и будем рассказывать басни о своем суверенитете.
На мой взгляд, сейчас наступает переломный момент. Обращение Президента к гражданам страны имеет долгосрочную основу. Но надо убрать противоречие, оно серьезное и глубокое. Хотите принять вызовы, мобилизуйте ваши ресурсы. Хотите, чтобы общество было сплоченным, прекратите этот дикий раскол, когда одни богатеют и не знают, куда девать деньги, а другие не знают, как свести концы с концами.
Хотите проявить реальную заботу об онкологически больных детях? Пять корпусов построили на Каширке, я помогал их строить. 12 миллиардов рублей затратили. Третий год не могу добиться выделения 3,5 миллиардов, чтобы завезти туда оборудование. Сегодня выступала талантливая молодая женщина-врач и рассказывала: вот будет диагноз, вот будет исследование, вот будет методика лечения, вот будет результат. При нынешнем раннем диагностировании из десяти девять онкобольных могут быть спасены.
Я был в этом прекрасном учреждении, там дети вместе с родителями лежат в коридорах. А пять новых корпусов третий год стоят пустые. Так деньги до конца еще не отдали. Сегодня я потребовал, чтобы их отдали. Чтобы профинансировали старейшую Елизаветинскую больницу в Санкт-Петербурге, чтобы не забыли «Артек», чтобы решили проблему с детьми Донбасса.
Надо поблагодарить наших талантливых писателей Шаргунова и Прилепина, которые задали два главных вопроса. Один сказал Президенту: «Вы же за свободу? Чего же тогда ребят засадили только за то, что они предложили провести общенациональный референдум об ответственности власти?» Сейчас заговорили о необходимости увеличить на пять лет пенсионный возраст. Это полное безумие! Сегодня мужик не доживает до пенсии, из 100 человек 45 не доживают! Будут 70 не доживать! Даже на похороны ему не дают деньги, которые он платил в Пенсионный фонд. Давайте тогда проведем общенациональный референдум по вопросу: есть ли смысл повышать пенсионный возраст на пять лет при нынешней ситуации? Говорят, что в Европе он выше. Тогда сделайте такие зарплаты, такие пенсии как в Европе. А у нас пенсия в два раза меньше, чем в Эстонии и в три раза меньше, чем в Польше. Я уже не говорю о Германии и Франции.
Сегодня во всех вопросах слышалась большая озабоченность. Проблем море. Я понимаю, что Президент тщательно готовился к этой «прямой линии». Но когда граждане начинают рассказывать, что у них совсем не та пенсия, не та зарплата, о которой говорится в его указах, то тут возникает некоторое замешательство. Надо научиться слушать людей не один – два раза в году, а каждый день. А для этого надо ввести персональную ответственность. Но персональная ответственность должна начинаться с четкой программы. Если вы поставили задачу выйти на мировые темпы развития, то под них нужна реальная программа, нужен план, нужна мобилизация ресурсов. Когда Путин в Госдуме представлял кандидатуру Медведева на пост премьера, я сказал: хотите выполнять эту программу, завтра у вас должно быть в кармане 10 триллионов рублей. Бюджет развития начинается не с 15 триллионов, как сегодня, а с 25 триллионов. Могу это доказать, как математическую формулу. В противном случае, все это опять будут общие пожелания, которые никуда не пришьешь.
Нам сейчас очень важно действительно выйти на мировые темпы развития. Для этого есть уникальный опыт. Есть советский опыт: 15-17% роста двадцать лет подряд. Есть китайский опыт: тридцать лет подряд 10-12%, и Китай стал мировой державой. Есть германский послевоенный опыт. Есть также уникальный опыт правительства Примакова – Маслюкова – Геращенко, когда за год дали прирост в промышленности на 24%. Так что никакого секрета тут нет. Но для этого надо мобилизовать ресурсы, надо иметь сильный финансово-экономический блок. Никакие орешкины, силуановы и им подобные на это неспособны. Собираетесь реализовать эту программу, отмобилизуйте туда лучшие силы, кадры и заставьте их эффективно работать.
Я думаю, встреча была полезной, но лично у меня она вызывает большую озабоченность. Потому что те абсолютно правильные установки, которые Президент высказал в своем послании, не стыкуются с предложениями, звучащими из недр нынешнего правительства.