Проницательный Сергей Михалков когда-то назвал писателя Юрия Полякова «последним советским писателем». На мой взгляд, точнее обозначить творчество одного из самых известных современных российских литераторов попросту нельзя. Поляков начинал как поэт, и уже в начале восьмидесятых стал лауреатом премии Ленинского комсомола. За что? Думается, концовка его стихотворения «Ответ фронтовику» даёт на это исчерпывающий ответ:
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс…
Конечно, мы смотрим другими глазами,
Такими же, полными слёз.
Именно глазами поколений, воспитанных советской властью, смотрит до сих пор на жизнь Юрий Поляков! Очень многим он известен по своим первым повестям «ЧП районного масштаба», «Сто дней до приказа», «Работа над ошибками». Каждая из них в своё время буквально взрывала наше общество, поскольку в них была правда о разных сторонах жизни. Да, он говорил о недостатках государственно-идеологической системы. Но говорил, не злопыхая, не для того, чтобы свергнуть советскую власть, как того добивались диссиденты всех мастей, а для того, чтобы исправить существующие недостатки. Которых, увы, было немало. Надо сказать, что нынешнему общественному строю, если он, конечно, вообще существует, досталось от Полякова гораздо больше!
Те, кто читал его романы «Козлёнок в молоке», «Замыслил я побег», «Парижская любовь Кости Гуманкова», «Грибной царь», «Апофигей», «Небо падших», «Демгородок», «Гипсовый трубач», кто видел многочисленные спектакли, поставленные по его пьесам во многих городах страны, кто видел наконец художественные и телевизионные многосерийные фильмы по мотивам его произведений (а их уже более двадцати!), наверняка разделяют эту мысль. Нынешнее общество гораздо несправедливее и гаже, чем то, что было до «геополитической революции» 1991 – 1993 годов. Кстати, Поляков – один из немногих литераторов, кто сказал власти нелицеприятную правду о расстреле «Белого Дома» в апофеозе того, направляемого из-за океана, разрушения великой державы. Кто из нас не помнит фильм с гениальным Михаилом Ульяновым «Ворошиловский стрелок»! А ведь соавтором сценария был Юрий Михайлович.
Один из столичных критиков недавно сказал, что Поляков – современный Салтыков-Щедрин. Кстати, лауреатом премии его имени Поляков с недавних пор и является. Его оружие – сарказм и сатира, обличительный юмор и обострённое чувство справедливости. Такое, каким и должен обладать настоящий литератор. Вот зачем ему, к примеру, понадобилось вызывать на себя шквал либеральной критики перед самым юбилеем, когда «светят» награды и почести? А вот, поди ж ты, заявил Юрий Михайлович, что отказывается войти в оргкомитет по празднованию в 2018 году (!) столетнего юбилея Александра Солженицына. Больше того, посмел публично усомниться в необходимости такого чествования! К примеру, в 2018 году исполняется двести лет со дня рождения Ивана Тургенева, сделавшего уж никак не меньше для России, чем автор «Архипелага ГУЛАГа». Но что-то не торопится никто создавать оргкомитет по проведению юбилея настоящего классика русской литературы! И – о скандал! – Поляков напомнил слова Солженицына, адресованные им к президенту США в 1974 году, о том, что надо бросить атомную бомбу на Советский Союз пока не поздно! Не зря в народе говорят, что правда глаза колет!
Обо всё об этом говорилось на торжественном вечере в Музее имени Пушкина в Москве, где общественность России отмечала шестидесятилетие мастера современной литературы, главного редактора знаменитой «Литературной газеты», под руководством которого это славное издание избавилось в последние годы от либеральных шор и начало исповедовать идеологию национального патриотизма. В чествовании юбиляра приняли участие такие известные режиссёры и актёры, как Станислав Говорухин, наш земляк Владимир Меньшов и Вера Алентова, Александр Ширвиндт, депутаты Госдумы РФ Алексей Пушков, Вячеслав Никонов, Александр Хинштейн, поэты Андрей Дементьев и Лариса Васильева, художники Александр Шилов и Никас Сафронов, певец Вадим Демарин. Российскую провинцию представляли наш земляк, председатель Астраханского регионального отделения Союза писателей России Юрий Щербаков и народный поэт Республики Дагестан Магомед Ахмедов.
Интересно, что завязки нескольких романов Полякова имеют прямое отношение к нашему краю. Так что в своём стихотворном послании юбиляру Щербаков использовал это обстоятельство и названия многих произведений Юрия Михайловича, вплоть до самого нового, только что вышедшего из печати – «Любовь в эпоху перемен». Уверен, что чувства Щербакова разделяют тысячи астраханских любителей литературы:
К тебе, не знающему тыла
В войне за совесть без измен,
У астраханцев не остыла
Любовь в эпоху перемен!