К 225-летию со дня рождения Александра Пушкина Астраханский драматический театр поставил «Евгения Онегина». Безнадёжное, казалось бы, дело. Вроде всё давно уже сказано, поставлено и сыграно, а любые творческие эксперименты будут восприниматься в штыки консерваторами и «знатоками», для которых есть только один Пушкин – тот, что из школьной хрестоматии. И надо отдать должное режиссёру Александру Огарёву и всем создателям спектакля, что они вообще решились поставить такое – непохожее на всё, связанное с Пушкиным, что игралось на сцене Астраханского драмтеатра. Такое весёлое, зрелищное, музыкальное и танцевальное нечто, что вызывает неизменный катарсис у одних, и несварение желудка у других. Так собственно и должно быть в настоящем искусстве. А в противном случае получается что-то унылое и безвкусное наподобие недавно вышедшего фильма по роману Пушкина.
Думаю, всё, что происходит на сцене на протяжении трёх с лишним часов, равнодушным не оставляет никого. В спектакле много всего такого, о чём нет никакого смысла рассказывать, - это надо видеть, чувствовать, сопереживать. Кто-то сочтёт, что буффонада – не самый лучший метод подачи «Онегина», что всё показанное - вообще никакая не классика. И будет по-своему прав, а по иному мнению - ошибётся. Спрошу, как обыватель: а зачем вообще ставить очередную классическую версию «Онегина»? Чтобы сгонять туда школьников, которые заскучают уже в первом акте и уткнутся в свои смартфоны? Спектакль Огарёва такой возможности точно не даёт. Он будоражит, волнует и поражает зрителя с первых минут и не отпускает до последней. Значит, и постановщик с поставленной самому себе задачей справился. Сделать классику современной – это ведь тоже свидетельство мастерства создателя. А уж после – спорьте, господа критики и пристрастные зрители, сколько душе угодно. На то оно и творчество, чтобы о нём спорить, а не ярлыки навешивать.
Композиционно спектакль построен как экскурсия по страницам романа, совершённая из настоящего в прошлое. И как бы ни «оправдывался» анонс спектакля в том, что весь роман уместить на сцене невозможно, это тоже практически удалось. Разве что обрывается он очень неожиданно, практически на полуслове, сразу после гибели несчастного Ленского. Ну, тут одно из двух: либо замысел режиссёра был таков, что материала и соответственно действия для раскрытия смысла хватило, либо цензура не пропустила то, что было после. В любом случае зрителю вполне хватает и того, что он видит в двух весьма продолжительных действиях.
Герои спектакля – не только действующие лица романа в стихах. Есть там и сам Пушкин (Довуд Самадов), и его Муза (Александрина Мерецкая), и Приятель (Павел Ондрин) – опустившийся интеллигент, с которым раз в год у Автора неизменно происходит встреча. Актёров в спектакле великое множество, и отработали они на все сто. Иван Быков в главной роли и вовсе выше всяких похвал. Необычный и удачный ход – чтение письма Татьяны её матерью (в исполнении Людмилы Григорьевой), как и чтение пушкинского текста, описывающего сон Татьяны, наполненный зловещими предзнаменованиями (его читает Владимир Дёмин).
А сколько в спектакле музыки и танцев – в глазах зарябит, и голова закружится!
Интересно, что и ответ на ханжеские претензии есть в самом спектакле: в сцене «наезда» современников-бычар на Музу Автора, которая разъясняет уже не им, а зрителю смысл и назначение искусства отсылкой к Гёте. А уж перекличками с днём сегодняшним спектакль не просто наполнен, а буквально набит до отказа.
И самое главное, за что создателям огромное спасибо, – в спектакле много Пушкинского текста. Спектакль Огарёва – просто гимн Пушкинскому слову! Оно в устах и самого Автора, и его героев, и его современников, и его потомков. В умах и душах зрителей. Поистине, «эту песню не задушишь, не убьёшь». Ведь что бы ни происходило на сцене и в жизни, как бы ни развивались события в спектакле и в обществе, слово Пушкина навсегда останется с русским человеком.