Эта статья о том, что лежит на поверхности человеческого понимания действительности и прежде всего в России. О спорных взглядах на ряд исторических событий недавнего прошлого и происходящих на наших глазах.
Начать хотелось бы с широко обсуждаемой ныне проблемы: в чем национальная идея современной России? И какова она должна быть?
Есть старая поговорка-назидание: прежде чем спорить, нужно условиться о терминологии.
Что нужно понимать под словом «национальная идея»? Некая путеводная звезда на все времена? Или задача на определенный исторический период? Скорее последнее, ибо то, что дается на весь исторический путь наций, – это, скорее, миссия.
Именно это имел ввиду Ф.М. Достоевский, когда писал: «Мы, Россия, действительно необходимы и для всего восточного христианства, и для всей судьбы Православия на земле… В этом заключаются как бы все наши задачи и, главное, единственный выход наш в полноту истории».
Цитируя пророчества из старинных греческих рукописей 8-9 вв. н.э., архиепископ Серафим Чикагский писал в 1959 г.: «На смену одряхлевшему духовно избранному греческому народу Господь Промыслитель пошлет третий богоизбранный свой народ. Народ этот появится на Севере через сотню-другую лет (это пророчество писалось за 150-200 лет до Крещения Руси), всем сердцем примет христианство, будет стараться жить по заповедям Христовым и искать прежде всего Царства Божия и Правды Его… Сей дивный свет Христов озарит оттуда и просветит все народы мира».
Это о миссии русского народа на все времена, а национальные идеи менялись на протяжении исторического пути России в зависимости от вызовов на конкретном этапе истории. Так, например, в эпоху «Слова о полку Игореве» национальная идея была в единении русских княжеств в канун монгольского нашествия; в начале 17 в. – это борьба за утверждение своей государственности и освобождение от польских притязаний на русский престол. В начале 18 в. – это борьба за выход к Балтийскому морю и переход к новому цивилизационному укладу. И всякий раз новый исторический вызов рождал новую национальную идею. Идеи преходящи, нация вечна. Миссия же рождается вместе с нацией и с нацией умирает.
Какова национальная идея на современном историческом этапе России? В какой-то мере она проглядывается в словах И. Сталина, сказанных вскоре после войны: «Реформы неизбежны, но в свое время. И это должны быть реформы органические, опирающиеся на традиции при постепенном восстановлении православного самосознания… Очень скоро войны за территории сменят «холодные» – за ресурсы и энергию. Нужно быть готовыми к этому».
Эти войны идут полным ходом, и нельзя сказать, что мы полностью к ним готовы, и прежде всего в экономическом и информационном понимании. И в нашей национальной идее это должно быть отражено: укрепляться!
Укрепляться в национальных скрепах, укрепляться в демографическом росте населения, укрепляться (а прежде четко определиться) в государственной идеологии, укрепляться в военном отношении и в связях с теми немногими союзниками, которые есть у России. Укрепляться в информационной войне с наступательной тактикой. Ну, а миссия России остается неизменной: стоять за Веру и Правду, за духовную сущность миропорядка.
Еще одна тема, которая не сходит со страниц и электронных носителей СМИ – это оценка исторических событий последних 100-150 лет. И наиболее яростной атаке подвергается Великая Отечественная война (но не Вторая мировая) и победа в ней СССР. Причем, переписать ее страницы стремятся не только многочисленные внешние враги России, к которым также нужно отнести республики бывшего СССР (кроме Белоруссии), Польшу да и остальных членов Варшавского договора, но и внутренние ревизионисты и прежде всего либералы.
Не затрагивая вопросы причин начала Великой Отечественной, все эти спекуляции по поводу секретного протокола, значимости лендлиза и второго фронта в победе над фашизмом, немыслимых потерь Красной армии, всех этих заградотрядов, смершей, реальности подвигов советских людей на фронте и в тылу, на которые подробно, доказательно и многократно ответили честные исследователи истории Великой Отечественной войны, хочется остановиться на другом.
Представители высшего звена российской власти, в том числе Президент, и так называемой элиты, не устают повторять, что победил в войне советский народ. Именно он, и никто другой, сломал хребет третьего рейха. Без Верховного Главнокомандующего, без маршалов – командующих фронтами, без командующих армиями, дивизиями, без Генштаба и руководителей военной промышленностью. Только ради того, чтобы не упоминать имя Сталина, не говорят и о Жукове, Рокоссовском, Коневе, Шапошникове, Василевском, Ватутине, Тимошенко и многих, многих других, под чьим руководством сражались войска и героически трудился советский тыл.
Вы можете себе представить, чтобы, говоря об Отечественной войне 1812 года, не сказали бы о Кутузове, Багратионе, Барклае-де-Толли, Раевском, Тушине, Давыдове?.. Или говоря о Куликовской битве, не упомянули бы Дмитрия Донского, о Полтавском сражении – без Петра I, забыли бы Александра Невского и Суворова?
А вот без Сталина и маршалов, оказывается, можно. Оказывается, советский народ сам планировал и проводил военные операции, организовывал работу промышленности, обеспечивал всем необходимым армию и флот… Какая уж тут вся правда о войне, о которой говорил Президент? Это даже на полуправду не тянет.
И еще одна существенная причина победы СССР, может быть, одна из главных, которую игнорируют нынешние власти – социализм, как общественно политическая и государственная система страны. Будь страна капиталистической под управлением Ельциных, Гайдаров, Березовских, Абрамовичей и прочих олигархов, и крутых демократов, она бы не выстояла в войне с объединенной Европой под началом 3-го рейха. Кто бы из них понес громадные материальные затраты на демонтаж и переброску за Урал 2500 заводов и предприятий, поднял бы выпуск военной продукции уже через два года в десятки раз? Да и были бы у России эти два года?
Израильский публицист и политолог Кедми убежден: «Не будь в СССР социализма, он бы проиграл войну».
В это не трудно поверить, помня каких успехов достиг СССР при социализме за 20 лет (с 1920 г.) мирной жизни, и сколько потеряно, разворовано, разрушено, распродано за те же 20 лет мирной жизни капиталистической России.
Мы до сих пор живем едва ли не наполовину запасами, созданными в СССР в экономике, здравоохранении, науке, образовании, социальных сферах, в армии, геологии, космосе и др.
И при этом не находим ни одного доброго слова в адрес тех, кто дал нам такую страну. Будем без конца и без совести перетряхивать лживое число жертв репрессий, не объясняя их истинных причин, ругать Сталина, колхозы, коммунизм, тоталитаризм, упрекать в излишних жертвах на войне, гонение на верующих и далее по списку памятки для демократа.
Мы будем верить западной пропаганде и подвыванию нашей пятой колонны о «варварской», «злобной», нищей стране Советов, где люди не знали, что такое свобода и делали только галоши. А с фотографий
20-х, 30-х, 40-х, 50-х годов на нас смотрят счастливые, гордые лица наших предков, в архивах открываются их героические дела и подвиги, их мечты и победные сражения с врагами за независимость Родины, Советской державы. Вглядитесь в их лица, вчитайтесь в их письма, вдумайтесь в их дела, в их судьбы, отданные на создание могущественного государства, невиданного доселе в мире, и вы поймете, почему до сих пор большинство народа готово вернуться в Советскую эпоху.
Не случайно раскулаченные, репрессированные и их сыновья добровольцами уходили на фронт и воевали на совесть, отстаивая независимость своего Отечества.
Нужно сказать еще об одном весьма распространенном подходе к толкованию истории СССР. Страну изображают как некую целостную величину, неизменную и однообразную. На самом деле государство прошло через ряд периодов, существенно отличающихся друг от друга, причем иногда разительно. Первые десять лет советской власти, включающие в себя гражданскую войну, борьбу с контрреволюцией и интервенцией, с голодом во многих областях и разрухой, с НЭПом и ГОЭЛРО, совершено не похожи на следующую десятилетку завинчивания гаек и колоссального напряжения всех сил в строительстве новой жизни и выводу страны на новый цивилизационный уровень. Десятилетку индустриализации, колхозного строительства, электрификации, геологоразведки и освоения Севера, развития науки, искусства, кинематографии, борьбы с неграмотностью и т.п. Всего не перечислишь.
Страна освоила новые направления в промышленности, создавала новые кадры и, более того, советский народ, как социальная сущность, стал реальностью.
В следующие годы главенствующей задачей стала модернизация и строительство новой армии. Года полтора не хватило, как говорил Сталин, для выполнения этой задачи. Началась Великая Отечественная.
И все эти годы, начиная с первых дней существования Советского государства, велась борьба с внутренними врагами, которые использовали все методы – от заговоров, диверсий, бандитизма до использования церкви в качестве идеологического орудия сопротивления власти. Избранный 18 ноября 1917 г. Патриархом Тихон на первых порах возглавил это сопротивление (Послание Патриарха от 1.02.18 г.). Церковную борьбу с большевиками поддержал Карловацкий Собор (1921 г.), своим воззванием к народам Европы призвавший бороться силой оружия с советской властью.
В РПЦ начались расколы с выходом из нее «обновленцев», «живоцерковников», усиление старообрядчества, сокращение числа приходов и верующих, причем это сокращение началось задолго до Революции.
Святитель Феофан Затворник говорил в 1879 г.:
«Вы справедливо скорбите о сокращении приходов и закрытии церквей. Что делать? Будем молиться Богу, да пощадит Господь святую церковь свою. А поделать ничего не поделаем».
Святитель Игнатий (Брянчанинов), 1881 г.: «Религия вообще в народе падает. Нигилизм проникает в мещанское общество, оттуда недалеко и до крестьян».
О том беспокоился Иоанн Кронштадтский (1883 г.): «Почему закрываются храмы? А храмы по числу верующих».
Советская власть отделила Церковь от государства Декретом от 5.02.18 г., где сказано: «Каждый гражданин может использовать любую религию или не использовать никакой. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом». Двадцатые годы – это сложнейший период в жизни РПЦ. Со смертью патриарха Тихона в 1925 г. снова, как и при Петре I, опустел патриарший престол, однако внутрицерковные распри продолжались. В 1942 году митрополит Сергий писал о 20-х годах: «В нашей Церкви воцарился невообразимый хаос, напоминавший состояние Вселенской Церкви во времена арианских смут…».
Всё это, вместе с преследованием религиозных убеждений властью и закрытием множества храмов, привело к тому, что вера в Бога ушла в глубинное сознание народа, по-своему укрепляясь даже более прежнего, будучи гонимой, но не искорененной. В деревенских домах, в городских квартирах простонародья по-прежнему стояли иконы, и хотя молодые поколения – пионеры, комсомольцы, коммунисты – всячески подчеркивали свой атеизм, русская душа в своих потаенных уголках продолжала хранить свет Божественной веры, передаваемый старшими поколениями.
После Великой Отечественной войны начался новый период исторического пути СССР.
Национальной идеей этого времени, исчислять которое следует с 1943 г., становится восстановление. Восстановление народного хозяйства, разрушенных городов и сожженных деревень, восстановление Патриаршества в РПЦ, духовных учебных заведений, приходов, восстановление в правах священников и открытого вероисповедования. Например, количество приходов за период 1943-53 гг. увеличилось на 13 тысяч.
В это же время начинается восстановление семей, нарушенных личных связей тех, кому довелось вернуться победителями.
После смерти И. Сталина обостряется внутрипартийная и идеологическая борьба, вызванная переоценкой роли вождя и ревизией того, что было сделано в сталинскую эпоху, особенно в политической и правовой области.
С фултонской речи У. Черчилля берет начало «холодная» война Запада против СССР и коммунистической идеологии, захватывая все более широкие слои советского общества, особенно в среде партийной номенклатуры и творческой интеллигенции.
Наиболее чувствительным ударом стала борьба с культом личности И. Сталина, пошатнувшая в народе веру в коммунистические идеалы. Увлечение молодежи западным образом жизни, его массовой культурой и его моральными приоритетами, диссидентство увеличили разрушительную силу, направленную на уничтожение Советского государства и всей социалистической системы в целом.
«Пятая колонна» планомерно подтачивала государственные опоры, дискредитируя социализм, как неэффективную систему, в глазах населения, целенаправленно создавая дефицит продовольствия и товаров.
Все более давали о себе знать националистические движения в союзных республиках. И постепенно государство утратило свою национальную идею – укрепление социалистических принципов прежде всего в экономике с разнообразием форм собственности, в демократизации общества и систем управления. Преступно ослабли органы госбезопасности.
К 1975 году эта идея окончательно умирает (вспомните А. Зиновьева: «Первые 20 лет советской власти еще не было социализма, а в последние 20 лет уже не было»). Но труп не выбрасывают, его бальзамируют и продолжают ему поклоняться, тупо не понимая необходимость реформ для придания обновленного смысла социалистической системе.
В руководство партией и страной пришли политики двух типов: одряхлевшие консерваторы и выношенные ими демократы – предатели государства и социализма. Чего стоит признание М. Горбачева: «Я всю жизнь ненавидел коммунизм». Причины (множественные) распада СССР – это другая статья.
СССР потерял свою путеводную нить и жил по инерции без национальной идеи. Она раздробилась на ряд осколков в виде национальных идей союзных республик, ставших самостоятельными государствами.
Сама же Россия вошла в период выживания для основной массы населения и обогащения за счет раздела государственной собственности для небольшой кучки предприимчивых негодяев.
Национальной идеи нет до сих пор, как нет и государственной идеологии. Их взаимосвязь очевидна. Да, некоторые сферы государственной деятельности укрепляются, такие как ВПК, армия и флот, социальные программы, но основа всего – экономика и финансовая политика – остаются крайне неэффективными и другими в существующей модели общественно-политического устройства России они не могут быть.
Нужны глубинные реформы переустройства всей экономической системы со значительным увеличением государственного сектора и включением в него добычу и переработку природных ресурсов, транспорта, рыбопромыслового флота и, конечно же, ВПК. Иначе говоря, больше социализма!
Преимущества госкорпораций перед частнокоммерческими структурами неоспоримы, которые, в частности, подтверждаются интеропросом: где бы вы хотели работать? 91% опрошенных выбрали госкорпорацию.
Резкий рост экономики в значениях 5-7% ВВП – это одна из главных задач национальной идеи на текущий исторический период России. Другой такой задачей является демографическая проблема с обеспечением роста населения хотя бы в пределах 1-2%. Решение этих двух задач снова вернет Россию на имперский путь развития, без которого невыполнима ее историческая миссия.
Нравственное воспитание в семье, школе, в обществе в духе народных традиций и религиозного (нравственного) самосознания – это на все времена, это одна из составляющих миссии России.
Вернемся, однако, к национальной идее, к тому, что может придать смысл существования России на нынешнем этапе исторического пути. К тому, что может объединить основную массу населения страны общей целью, общей судьбой и верой в лучшее будущее. И что, конечно, приведет к обострению общественных отношений, — но без этого излечить Россию от нынешнего бедлама невозможно.
В конце ХIХ века в Англии возникло фабианское общество, которое объединяло в основном, скажем так, передовую интеллигенцию. В нем, например, состояли Бернард Шоу и Герберт Уэллс. Их объединяла идея постепенного преобразования капитализма в социализм путем реформ и нравственного совершенствования человека.
В дальнейшем фабианское общество распалось, частично войдя в лейбористскую партию или продолжив его идеи в умах отдельных общественных и религиозных деятелей, таких, например, как Джонсон Хьюллет – настоятель Кентерберийского собора.
Думаю, что сама идея реформенного перехода капитализма (или того, что образовалось в России за последние 30 лет) в социализм показывает, при всех его недостатках в СССР, безусловную эффективность, как государственная система во всех сферах жизни, сейчас весьма актуальна и будет благожелательно принята народом. Тем более, что еще не все островки социализма уничтожены. Русский философ ХIХ века Константин Леонтьев писал в 1889 году: «Я того мнения, что социализм в ХХ и XXI веках начнет на почве государственно-экономической играть ту роль, которую играло христианство на почве религиозно-государственной тогда, когда оно начинало торжествовать… А без религии, само собой, жить все люди не будут. Социализм еще не значит атеизм… Указывал, но хочу доказать, что в сущности, либерализм есть, несомненно, разрушение, а социализм может стать и созидателем».
Сейчас на Западе всё более присматриваются к социализму, рисуя его каждый на свой лад. Думаю, что лед тронулся, господа. И коммуны, как форма новой системы, подтверждают это.
России негоже отставать на новых исторических путях, тем более, что она первая протоптала на них следы.
Такая национальная идея способна не только объединить народ России, ускорить её развитие, но и привлечь немало искренних союзников среди государств, еще помнящих помощь СССР в экономике и защите их суверенитета.
Сейчас многие отвечают с усмешкой на слова о «русском мире». Но когда Россия защитит права русских в Донбассе, Приднестровье, на Украине и в Прибалтике, усмешки закончатся.
Слышу истошный вопль либерала: «Караул! Грабят! У меня отнимают мою несравненную индивидуальность, мои права личности, мою свободу!»
Сколько же было умных и точных ответов во все времена на этот вопль, а он продолжается, как продолжаются эпидемии, лишь меняя имена.
СВОБОДА
Ее плоды плодам анчара
Сродни. В них тот же
скрытый яд.
От либерального угара
В России головы болят.
И нет уже надежд на милость
Судеб, где каждому – свое.
Свобода плоти расплодилась,
И нет спасенья от нее.
Она доступная, как шлюха,
Подняв подол, стучится в рай.
Но есть еще свобода духа –
Ей, как царице, присягай!
Закончить хотелось бы словами русского философа И. Солоневича:
«История России – есть преодоление географии России. Или несколько иначе: наша история есть история того, как дух покоряет материю, а история США есть история того, как материя покоряет дух» (И. Солоневич. Народная монархия).
И его же актуальнейшее высказывание:
«Сила – первая добродетель нации».
Сила экономическая, духовная, военная… Умножение этой силы – главный смысл национальной идеи на обозримое будущее.