Хотелось хотя бы интеллектуально вырваться из нынешнего кошмара и пройтись вместе с читателями по «Диалектической логике» советского марксиста Э. Ильенкова (на всю Астрахань один экземпляр его книги в городской библиотеке, и тот рассчитан на работу только в читальном зале), а пришлось заглянуть в религиозное средневековье (подобрал возле мусорника выброшенную кем-то книгу «О научном атеизме», 1962 года издания).
Но прежде процитирую 44-й номер «Завтра»: «Попытки «Исламского государства» выступать главным и единственным представителем интересов суннитской части населения Ирака и Сирии становятся всё менее состоятельными и в военном, и в собственно политическом плане». А в собственно религиозном плане? Тем более, что и «Центральная Азия (в советские времена – Средняя Азия – А.С.) важна и сама по себе, но ещё больше – как регион со значительным мусульманским суннитским населением (почти 60 млн. человек), который может стать удобной базой для любых действий, направленных против Китая и России».
И в других газетах пишут о суннитах и шиитах (и других) и без всяких разъяснений. Оставляя читателям догадку по аналогии с христианством: православные, католики, протестанты (и сектанты). В некотором приближении так оно и есть, но нам важна суть разделения. И если христианство церковно структурировано, то в исламе речь идёт о «направлениях» вероисповедания, об их борьбе за «традицию» (чем старее, тем «первоначальнее», тем подлиннее – со всеми претензиями на превосходство и господство).
Ислам моложе христианства на шесть веков, при этом с образованием халифата ислам стал государственной религией, не испытав тех вековых гонений, пришедшихся на долю христианства. Православие стало государственной религией Византии, католичество - Рима, Западной Европы. Но до разделения в 1054 г. и западная и восточная церкви именовали себя и православной, и католической (вселенской) одновременно. В отличие от католичества православие не изменило и не отвергло ни одного догмата, утверждённого древними вселенскими соборами, и не приняла ни одного нового. Но и при всём своём консерватизме, как отмечают учёные-атеисты, православие существенно отличается от раннего христианства I и II вв. н.э.: из религии рабов и угнетённых православие стало имперско-византийской религией.
Уже в раннем исламе среди его последователей возникли разногласия. При этом правоверным, как правило, оказывалось направление, которого придерживались феодальные роды, стоявшие у власти. Таким правоверным направлением в исламе, имеющем и до настоящего времени наибольшее число последователей, стал суннизм (от арабского «сунна» - «обычай», предание»). Вторым по численности направлением мусульманства был и остаётся шиизм (от арабского «шиа» - «политическая группа», «партия»).
В чём же различие? Сунниты почитают наряду с пророком Мухаммедом ещё четырёх правоверных халифов, последовательно правивших в 632-661 гг. Шииты же отвергают суннитских халифов, кроме четвёртого, Али, как узурпаторов. Суннитским халифам шииты противопоставляют двенадцать своих имамов, потомков халифа Али и Фатимы, дочери пророка Мухаммеда. Халифа Али некоторые шииты обожествляют и ставят даже выше Мухаммеда.
Двенадцатый шиитский имам, по верованиям шиитов, «скрылся» в конце IX в. Он стал махди - руководимым богом мессией ислама. Грядущее появление махди наполнит правдой землю, поражённую несправедливостью. Учение о махди есть и у суннитов, но и оно (по-своему) внушает пассивное созерцание, бездействие в ожидании дня, когда придёт махди. Отсюда и различия между шиитами и суннитами в религиозном культе. При всём сходстве в «бездействии» (по Марксу «фатализме») «пассивное созерцание» шиитов (насколько я понял) всё-таки более действенно – в культе мучеников и мученичества (здесь и возникает соблазн аналогии суннизма и шиизма с православием и католичеством в их сходстве и взаимном неприятии).
Составители советского учебного пособия по научному атеизму не могли и подумать, что из Саудовской Аравии к нам пожалуют ваххабиты: «Значение своего рода протестантского течения в суннитском исламе (вот тебе и «созерцатели» - А.С.) в нашем столетии приобрёл ваххабизм – религиозное учение, являющееся государственной идеологией Саудовской Аравии. Возникновение ваххабизма относится к половине XVIII в. И связано с объединительными движениями арабов, направленных против господства в Аравии турецких султанов. Ваххабиты учат, что никто не может быть посредником между людьми и богом. Название «ваххабиты» дано им их правоверными противниками (суннитами) – А.С.) по имени первого главы этого течения богослова Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба (1703-1791 гг.)».
В XIX в. на Ближнем Востоке получает развитие бахаизм (т.е. «Блеск божий»), который отстаивает неравенство, проповедует космополитические идеи отказа от национальных границ, государственной независимости и суверенитета. Так капитализм добрался идеологически и до исламского мира (показательно, что запрет ростовщичества, имеющийся в Коране, бахаизмом был отменён).
Можно заметить, что бахаизм как идеология разбогатевшей мусульманской буржуазии в своих истоках был связан с иранским бабизмом («Баб», т.е. «врата», через которые людям откроется новая вера и придёт махди). Бабиды были за равенство людей, выступали против установлений ортодоксального ислама, допускали ряд послаблений в области обрядности, в частности, считали необязательным ношение женщинам чадры. Основатель бабизма Сейсед (т.е. лицо, возводившее свою родословную к потомкам пророка Мухаммеда от его дочери Фатимы и халифа Али) Али-Муххамед по приказу шаха в 1850 г. был расстрелян.
К сожалению, не нашёл ничего о салафитах, но вот кое-что о суфизме (дервишизме). Получил распространение с IX в. – как в суннизме, так и шииизме. «Суффизм» - от арабского «суф», т.е. «шерсть»; суфий – человек, носящий власяницу. «Дервиш» - «открывающий дверь», «мистик». Учеников, или, иначе, послушников, глав суфийских общин (шейхов) называют также муридами (мюридами), т.е. ищущими. Руководителей мюридских общин называют, между прочим, тамадами. Тамады говорят и учат мюридов, что жизнь на земле – это ничто. Убеждают: настоящая, хорошая и вечная жизнь наступает после смерти и т.п., т.е. обыкновенная религия. Необыкновенное в том, что своими истоками это учение восходит к древнему верованию в божественное существо (дух), проявлением или истечением (эманаций) которого являются души верующих. В проводимых суфиями радениях (зикр) много близкого шаманским культам с их верой в сношение шамана с духом или духами во время религиозного экстаза, камлания, сопровождающегося пляской, ударами в бубен и т.п. (скажем, ритуальным прыганьем под барабанный бой – на несколько часов, до психического и физического изнеможения). Да и хватит?
И поскорее на свет разума, к ленинской, скажем, интеллектуальной иронии: «… возможность отлёта фантазии от жизни; мало того: возможность превращения (и при том незаметного, несознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию (в последнем счёте-бога). Ибо и в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее («стол» вообще) есть известный кусочек фантазии» («Философские тетради»).