Люди отвыкли ходить пешком, хотя это вредит здоровью человека.
В 50-е годы моя тётка Анна Ивановна Исаева носила в наш дом коровье молоко. Это был поистине нелёгкий труд. Переехав на пароме (вёсельная лодка) со Свободного посёлка, где она жила с мужем-инвалидом Великой Отечественной войны и четырьмя детьми, тётка несла на коромысле тяжёлые фляги с молоком. Не всегда передвигалась на трамвае. А путь предстоял неблизкий – район 5-й пристани (в те времена улица Дзержинского). На усталость тётка не жаловалась.
Ещё раньше, в 30-е годы, рабочие, строившие судоремонтный завод (имени Сталина) и живущие в левобережной черте города, ежедневно преодолевали гигантский путь на работу пешком.
От Терентьевой бани (возле храма князя Владимира) по узкой полосе ходил трамвай шведского производства и только до реки Царев. Попасть на него не было никакой возможности – в салон набивались битком, спрессовывая тела. А тем, кому места не хватило, ехали на крыше вагона и на подножках, рискуя жизнью.
Однако подавляющее большинство топало на работу ногами, поднявшись ни свет ни заря, чтобы не опоздать.
Моя мама, педагог, как правило, шла в свою школу № 11 (на площади Гоголя – Бакинской) чаще всего пешком, а сестра Рита, учившаяся в мединституте, передвигалась тем же манером.
В зрелом возрасте я обходила пешком город от самого дома (зимой!) – Паробичев бугор, районы Юго-Востока, Жилгородок, вплоть до аэропорта, улица Софьи Перовской, судоверфь им. Кирова и многие другие.
Почему я это делала? Дело в том, что мы создали и выпускали еженедельник «Рубикон», а я его продавала. Мои покупатели были тут и там, и к ним нужно было не ехать, а идти своим ходом, что я и делала, пока газета выходила. И чувствовала себя бодрой.
Во времена моего детства и отрочества легковых автомобилей практически не было. В войну появились «эмки». Транспорт был в основном гужевой. Однако на моей памяти и оставшиеся с дореволюционных пор фаэтоны. На одном из них ездил в Покровскую церковь священник, живший в нашем доме.
Что касается грузового транспорта, такие машины выпускались, но были дефицитом некоторое время.
Раньше я не слышала разговоров о личном транспорте. Люди, живущие без коммунальных удобств, занимались благоустройством жилища. И это была первостепенная задача.
Потом началась масштабная дачная эпопея и появилась острая нужда в личном автотранспорте.
Люди стояли в очередях на машины, копили деньги на их приобретение. Появились «Победы», «Запорожцы», «Москвичи», «Лады», «Нивы». Что касается «Волги», она была привилегией начальства местного уровня.
Личный транспорт изменил течение жизни. Не надо было зависеть от общественного транспорта, можно было планировать время по своему усмотрению. С другой стороны, сев в машину, человек от малоподвижности получил атрофию мышечного тонуса и серьёзные проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Явление, прямо говоря, тревожное.
В Эстонии в 1985 году я наблюдала, как выйдя из авто, люди пересаживались на велосипед, убегая от проблем малоподвижности. Прекрасный способ.
Зато у нас в Астрахани число велосипедистов намного сократилось. А автомобили – это «пробки» и головная боль, хотя и комфорт тоже, не спорю.
Всё же движение превосходит малоподвижность и продлевает жизнь. Разве этого мало? Активно двигайтесь!